В Иркутске развивается биологическая медицина

С помощью клеток, извлеченных из абортного материала, специалисты улучшают качество жизни больных людей, лечат облысение и замедляют старение

К экспериментам со стволовыми клетками в мире отношение неоднозначное. В Германии, Франции, Ирландии, Испании и некоторых штатах США подобные опыты запрещены, и в основном по этическим соображениям. Клетки извлекаются из человеческих эмбрионов. Женщина делает аборт, и этот материал становится объектом научных исследований. Из эмбрионов извлекают стволовые клетки, вводят их людям и наблюдают за результатами.

В России лечение стволовыми клетками законодательством никак не регламентировано. Можно заниматься исследованиями клеток и их хранением. Про лечение ничего не говорится.
В Иркутске специалисты Научного центра реконструктивной и восстановительной хирургии ВС НЦ СО РАМН занимаются изучением стволовых клеток уже почти десять лет. Об истории вопроса "СМ Номер один" рассказывает Алексей Рунович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением метаболический терапии и хирургии коронарного атеросклероза научного центра.
Механизм действия стволовых клеток до конца не изучен
По словам Алексея Руновича, история клеточной терапии насчитывает уже лет 100. Еще в начале XX века люди пытались с помощью эмбриональных клеток замедлить процесс старения и улучшить половую функцию.
Клеточный материал получали из человеческих эмбрионов и из животных. Первые разработки принадлежали нашему соотечественнику Сержу Воронцову. Свои опыты он проводил во Франции.
Серьезный же интерес к проблемам клеточной трансплантации возник лет десять назад. Оказалось, что стволовые клетки могут помогать при целом ряде серьезных заболеваний — атеросклерозе, болезнях печени, нервной системы...
Были попытки применить клетки и в области онкологии. Сказать, что они оказались успешными, нельзя, но кое-какой прогресс в этом направлении все-таки обозначился.
В Иркутске все началось тоже лет 9—10 назад. В научном центре реконструктивной и восстановительной хирургии образовалась специальная научная группа. В первую очередь эту группу интересовали проблемы атеросклероза и связанных с ним заболеваний — инфаркта миокарда, нарушений мозгового кровообращения, гипертонии.
Научные исследования продолжаются до сих пор. Ученые исследуют механизм действия клеток и пытаются получить новые клеточные формы.
— Разговоры вокруг клеточной терапии идут разные, — замечает Алексей Анатольевич. — Здесь нужно просто понимать, что для одних это бизнес, а для других — медицина. Есть в этом вопросе и религиозная составляющая: считается, что как только женщина забеременела, в плод вселяется душа. Но если женщина делает аборт, эмбрион все равно выбрасывается. Мы за то, чтобы женщины рожали, но от нас это не зависит.
Рунович говорит, что малоизученные процессы всегда порождают множество измышлений. Так, некоторые медики предполагают, что чужеродные стволовые клетки в человеческом организме могут вырасти в мышцы, какие-нибудь органы и даже кость. Однако за столетнюю историю клеточной терапии подобных фактов замечено не было.
— Мы, врачи, видим результат. Это подтверждают пациенты. Сказать, что мы до конца понимаем, как происходит этот процесс, что делают эти клетки, не может никто. Если бы я ответил на вопрос, каков механизм действия стволовых клеток, то поехал бы получать Нобелевскую премию. Пока мы представляем механизм действия так: все органы способны порождать новые клетки. Процесс нарождения новых клеток в организме идет постоянно, но со временем он замедляется. Стволовые клетки присутствуют во всех органах, но с каждым годом их становится все меньше, потенциал их снижается. Когда проблемные и больные клетки выбрасываются из организма, должны появляться новые. Однако так происходит не всегда. Поэтому, вводя стволовые клетки, мы активизируем процесс наращивания новых.
Из клеток делают субстанции и мази
В научном центре ведется большая экспериментальная работа. Механизмы влияния клеточной терапии исследуются на крысах и кроликах.
Большую часть клеточных субстратов получают из человеческих эмбрионов. Также используются клетки новорожденных животных — кроликов, клетки костного мозга человека и клетки пуповинной крови.
Эмбриональный материал поступает в центр из городской гинекологической клиники. Это по сути абортный материал, который по особым технологиям обрабатывается и хранится в парах жидкого азота в лаборатории института.
Для выделения стволовых клеток из эмбрионов существует специальное оборудование. После того как клеточный материал выделен, к нему добавляются специальные препараты, способные усилить их действие. Потом клеточная субстанция с определенным набором клеток (в зависимости от заболевания) вводится в брюшную стенку пациента.
Материал, полученный от животных, проходит ту же систему обработки, что и человеческий. Однако он не используется для введения в организм. Из него готовят мази, которые Иркутский ожоговый центр применяет для лечения постожоговых ран.
По словам Алексея Руновича, введение стволовых клеток в человеческий организм применяется в крайних случаях, когда другие методы не помогают.
В Москве процедура клеточной трансплантации стоит до 15 тысяч евро. В Иркутске — значительно дешевле.
— Позитивный эффект испытывают все пациенты, — замечает Алексей Анатольевич. — Однако это не панацея от всех болезней. От атеросклероза, к примеру, излечиться нельзя. Но после клеточной терапии у больных людей улучшается качество жизни, увеличивается ее продолжительность. Обращаются к нам и с запущенными формами рака. Вылечить рак нельзя, но улучшить состояния больного, продлить ему жизнь можно.
Что касается омоложения при помощи стволовых клеток, то Алексей Рунович не считает возможным устранить уже существующие дефекты. Морщины не исчезнут и седые волосы не примут первоначальный цвет. Просто процесс старения замедлится.
А вот опыт по восстановлению утраченных волос с помощью клеточной терапии в Иркутске уже имеется. Специально разработанный состав клеток вводится в кожу головы, и в большинстве случаев у людей, страдающих облысением, начинают расти волосы.