Вежливый туркмен как представитель будущей России

Почитываю время от времени прессу, заглядываю в телевизор — и замечаю, что одна тема не дает покоя нашим политикам и разным демагогам. Гастарбайтеры — иммигранты из ближнего и дальнего зарубежья, которые приезжают в Россию на сезонные и постоянные заработки. Вот где боль и горе России! Они виновники всех бед. Их надо гнать и запретить.

Противников таджиков, молдаван и прочих представителей рабочего люда из стран, не так давно входящих в "Союз нерушимый", не смущает даже то обстоятельство, что депутаты Госдумы не так давно приняли в общем-то очень жесткие поправки в Кодекс об административных нарушениях, которые предусматривают просто гигантские штрафы за нарушение миграционного законодательства, а еще раньше ввели квоты на применение иностранной рабочей силы.
Во всероссийскую кампанию против гастарбайтеров включился и губернатор Иркутской области Борис Говорин. Не далее как пару недель назад он прилюдно выступил против выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для работы на территории Иркутской области в 2006 году. Иными словами — все построим, почистим, отремонтируем сами. Сами вырастим огурцы, заасфальтируем дороги...
Сначала выясним такой факт: а так ли много гастарбайтеров работает на территории Иркутской области? Стоит ли, собственно, огород городить и дискутировать по этому вопросу? В 2005 году департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Иркутской области были выданы разрешения на привлечение в 2005 году 2557 иностранных рабочих. Годом раньше на предприятиях региона трудилось 6811 иностранцев.
Эти данные касаются лишь тех мигрантов, которые трудились у нас на законных основаниях. А сколько еще таджиков, туркменов и молдаван работали нелегально? Некоторые источники, близкие к правоохранительным структурам, называют совокупное число гастарбайтеров в регионе — легальных и нелегальных — в 50 тысяч человек.
Для области, где общее население около двух миллионов, это, безусловно, большая цифра. А если учесть, что иммигранты не просто работают, а пашут как проклятые, в то время как среди наших рабочих, к сожалению, остались отдельные элементы, которые привыкли не столько работать, сколько создавать видимость работы, — можно предположить, что немалая доля совокупного продукта, выпускаемого Иркутской областью, — "на совести" иностранцев.
Выступая с требованиями запретить гастарбайтеров — не только нелегальных, но и легальных, — мы почему-то не думаем о том, а кто, собственно, у нас будет работать. Кто будет строить дома и выращивать овощи? Кто будет выполнять разного рода черновую работу, до которой у наших соотечественников руки не доходят?
Вспоминается публикация в "СМ Номер один" двух- или даже трехлетней давности. Кирпичный завод в селе Олонки, предприятие с давними и крепкими традициями. Некоторое время завод не работал, но потом его решили возродить. Однако на призыв местных активистов возродить завод откликнулись только узбеки. Никто из местных жителей, измученных, по официальным данным, безработицей, не согласился пойти на столь тяжелую работу, как выпуск кирпича. Проще сидеть как Емеля на печи и есть калачи. Не знаю, изменилась ли сейчас ситуация в Олонках, но думаю, что вряд ли...
Это, так сказать, частный случай. А в глобальном плане все обстоит еще хуже. По оценкам специалистов, в следующем году трудовые ресурсы России сократятся на 30 тысяч человек, в 2007 году — на 370 тысяч и более чем на полмиллиона — в 2008 году. И эта полуарифметическая-полугеометрическая прогрессия будет продолжаться и дальше. Руководитель Федеральной службы России по статистике Владимир Соколин официально заявил, что трудоспособное население будет продолжать сокращаться аж до 2026 года.
Таким образом, закономерно возникает вопрос: с кем Россия вообще и Иркутская область в частности намерены поднимать экономику, добиваться эпохальной цели по удвоению ВВП к 2012 году? На кого нам рассчитывать, если не на приток рабочей силы из дальнего и ближнего зарубежья? Лидия Графова, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России, размышляя о ближайшем будущем страны, вообще утверждает, что "скоро наступит время, когда Россия будет рада каждому китайцу".
По расчетам специалистов, для стабилизации демографической ситуации и удвоения ВВП России нужно "импортировать" порядка 700 тысяч иммигрантов в год. Иного пути нет. Политика "закрыть границу и никого не пущать" не пройдет. Иммигранты все равно будут, только в случае их официального запрета они уйдут в подполье и превратятся в стопроцентных нелегалов, что не есть хорошо: налогов в казну приносить не будут, криминогенность в их среде, безусловно, вырастет, злоупотребления со стороны работодателей многократно возрастут.
Поэтому россиянам надо готовить себя к массовому цивилизованному импорту рабочей силы. Повернуть какие-то рычаги в нашем сознании и убедить себя, что вежливый и опрятный туркмен, работающий на строительстве дома, — это хорошо. Понять, что сами этот дом мы не построим. Сил не хватит.