В каждом ребенке заложен мощный потенциал

Реализовать его позволяют методики раннего развития

Еще совсем недавно, какие-то полвека назад, мы не знали, какой огромный потенциал заложен в каждом ребенке уже от рождения. Исследования показали, что мозговая активность человечка в возрасте до 3—5 лет феноменальна и удивительна. Отсюда родилась целая теория раннего развития детей. Идея ее проста: реализация возможностей развития мозга ребенка происходит при постоянном стимулировании его активности. Другими словами, постоянно поставляя ребенку пищу для ума, педагоги или родители развивают мозг малыша. Отсюда не только более ранние возможности (например, обучение иностранному языку или освоение музыкального инструмента), но и более высокая мозговая активность и восприимчивость.

Главное — систематически стимулировать мозг
Давно и серьезно ранним развитием детей занимаются в Иркутском центре материнства и детства. Несколько лет здесь существует школа, где с детьми занимаются физическим и речевым развитием, проводят музыкальные занятия, улучшают мелкую моторику рук. Более подробно о том, что же такое раннее развитие, рассказала методист центра Наталья Бичан:
— Термин "раннее развитие" появился не так давно. Он сейчас активно используется, и не всегда по назначению, — говорит Наталья Александровна. — Нормальное развитие и раннее развитие — это близкие понятия. Что может подумать родитель, услышав про раннее развитие? Что какой-то ребенок начинает ходить, читать, считать, опережая своих сверстников. Это не совсем так. Он будет это делать не раньше других детей, а раньше своих возможностей. Если систематически стимулировать мозг, малыш просто будет готов впитывать и усваивать новый материал лучше, выше будет и его познавательная активность. То есть раннее развитие побуждает не к конкретным действиям, а дает любознательность, интерес к разным видам деятельности, желание получать новую информацию. Результат занятий с ребенком может сказаться и сразу, и через 10 лет, но он однозначно будет.
— Каковы возможности ребенка — физические и интеллекутальные, о которых мы мало знаем?
— Возможности эти колоссальные, иногда в нашем центре дети поражают педагогов. Некоторые в год и три месяца говорят целыми предложениями, другие в три года освоили счет, а в четыре решают дроби. Но в большинстве своем до трех лет идет накопление материала, отдача проявится позже. С 3 лет наши дети начинают слушать иностранную речь, пытаются ее полюбить, готовят речевой аппарат, но это лишь предварительная работа. Активно заниматься языком мы начинаем в 4 года. А более-менее разговаривать на иностранном ребенок будет значительно позже.
— Раннее развитие доступно всем детям?
— Безусловно, все ребятишки находятся в равных условиях. Любой ребенок обучаем, если с ним систематически заниматься, уделять внимание, постоянно давать пищу для мозга.
— Скажите, а вундеркинды получаются из таких детей, с которыми усиленно занимались?
— Нет, вундеркинды — это очень одаренные дети от природы. Они активно занимаются самообразованием, умеют добывать информацию самостоятельно. Это самородки, очень редко встречающиеся.
— В чем вы видите плюсы раннего развития и в чем его необходимость?
— Сейчас прогресс настолько высок, что ребенка нужно как можно раньше научить всему, что возможно.
Плюсы раннего развития очевидны: ребенок с самого рождения начинает готовиться к тому, чтобы добывать информацию. Это первое. Второе — когда ребенок с детства развивается интеллектуально, он растет самодостаточным и в будущем ему не нужно будет самоутверждаться с помощью отрицательных вещей типа наркотиков, курения, алкоголя.
Наши руки не для скуки
Неотъемлемая часть раннего развития — сенсорное воспитание ребенка и внимание к мелкой моторике рук.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. В 3—5 лет ведущую роль в сенсорном воспитании детей играет ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов — их группировке по цвету вокруг образцов-эталонов.
Мелкая моторика рук — простое ручное умение, которым не владеет все больше детей, особенно городских. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает на руках, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Родителям следует насторожиться, если в возрасте 4—5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина, кроме шариков и колбасок, ничего не лепится; если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Помогают развитию мелкой моторики рук игры-шнуровки, основанные на идеях Марии Монтессори.
Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти. А также, что немаловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, мозаика), занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; нанизывание бус, бисероплетение; выкладывание из спичек рисунков, букв; одновременно левой и правой рукой складывание в коробку пуговиц; рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; рисование по точкам, пунктирным линиям; занятия оригами.
Раннее развитие не должно быть самоцелью
Естественно, у раннего развития есть и свои противники. Главный их аргумент родителям: "Вы лишаете своих детей детства".
— Я скептически отношусь к той мысли, что ребенок будет чересчур уставать от перегрузок? — говорит Наталья Александровна. — Детский мозг так умно устроен, что даже если родитель или педагог перегибает палку, то ребенок просто не будет воспринимать информацию и тем более выполнять какие-то действия. Это не взрослый, который будет пыхтеть, мучиться, издеваться над собой и через силу выполнять какую-то работу. До 6—7 лет, пока у малыша нет мотивации, он не будет делать что-то насильно, а просто развернется и уйдет или начнет капризничать. Конечно, следует соблюдать и гигиенические требования — чтобы не страдало зрение, не развился сколиоз.
Но чтобы быть до конца объективными, приведем точку зрения детских психологов, которые являются противниками раннего развития. Они озабочены проблемой адаптации чересчур развитого человечка в среде сверстников. Не по годам смышленому малышу может быть не очень интересно в компании одногодок, отсюда голод общения и проблема одиночества (существующая среди детишек четкая возрастная иерархия не позволит "знайке" примкнуть к ребятам постарше, они его просто не примут). С другой стороны, не стоит и забывать о детской жестокости: дети обычно не любят тех, кто очень ярко чем-то выделяется из толпы и тем более серьезно превосходит себе подобных.
Еще одна опасность, грозящая нервным срывом, заключается в том, что ребенок живет в режиме оправдания родительских ожиданий. Это в том случае, когда раннее развитие становится самоцелью и осуществляется не для блага ребенка, а для удовлетворения амбиций мамы или папы (или обоих). Знаете, есть такие сумасшедшие мамаши, полностью растворенные в ребенке. По сути, у них нет своей жизни, их цель — вырастить из Пети, Маши, Васи, Оли человека. Их ребенок должен быть лучшим во всем: в три года читать, в четыре — болтать на английском, а в пять лет еще и на французском. А как же, ведь ребенок — это их главная опора в жизни. Кто же подаст на старости лет стакан воды, кого еще можно будет упрекнуть: "Я тебе всю жизнь посвятила!"
— Очень важно, чтобы мама сама принимала те идеи, которые пытается привить ребенку, — продолжает методист Наталья Александрвона. — Если в семье никто не читает, а родители постоянно тычут ребенка носом в книгу, толка не будет. Дети стремятся подражать родителям, и потому лучший способ вырастить из ребенка всесторонне развитого человека — самим быть таким.
Методики вполне доступны
Сегодня в книжных магазинах Иркутска почти свободно можно купить книги по раннему развитию, а также сопутствующие им обучающие материалы. Заказать все это можно и через Интернет. В глобальной сети есть несколько любопытных сайтов, посвященных раннему развитию, познавательны и форумы мамочек на эту тему. Чтобы нашим читателям было легче ориентироваться в море информации, называем имена авторов, разработавших методики по раннему развитию. Это Никитины, Глен Доман, Сесиль Люпан, уже упомянутая Мария Монтесорри. Интересные идеи подает японец Масару Ибуки, утверждающий, что 80 процентов мозговых клеток формируется в возрасте до трех лет.