Иркутские маршрутчики прячутся от госавтоинспекторов

Автобус ПАЗ, перевернувшийся на съезде к старому Ангарскому мосту, обнажил новую волну проблем, связанных с перевозкой пассажиров маршрутными такси. Еще до вынесения вердикта автотехнической экспертизы было высказано предположение о неисправности тормозной системы злополучного автобуса. Возникают законные вопросы: как мог такой автобус выйти на линию и куда смотрит ГИБДД?

Начнем со второго вопроса: что же делает ГИБДД для того, что бы обеспечить безопасность пассажиров? Работа ведется систематически на основе утвержденных планов комплексных и контрольных проверок предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Для этого в каждое подразделение ГИБДД были приобретены передвижные станции технического диагностирования на базе микроавтобуса "Газель". Только в течение прошлого года было проведено 527 проверок предприятий. Привлечено к административной ответственности 278 должностных лиц, предприятий, осуществляющих коммерческие пассажирские перевозки, и ответственных за выпуск автобусов на линию.
— Планомерная работа ведется каждый день, — говорит Александр Барташов, инспектор пресс-службы ГИБДД города Иркутска. — Только за прошедшую неделю было осмотрено 464 автобуса, из них запрещена эксплуатация 76 транспортных средств по причине технических неисправностей или отсутствия талона техосмотра. При выявлении данных нарушений составляется акт технического осмотра и выдается предписание об устранении неполадок. Если предписание не будет исполнено должностными лицами, то составляется административный протокол о невыполнении предписания и в отношении данных лиц выносится постановление о наложении штрафа от 50 до 500 рублей. При выявлении каких-либо нарушений в оформлении путевой документации госавтоинспекторами составляется представление, которое направляется в Российскую транспортную инспекцию. По данным представлениям ГИБДД органами РТИ было приостановлено действие лицензии у 12 владельцев маршрутных такси. По фактам данного представления транспортная инспекция проводит служебную проверку.
Ни для кого не секрет, что не только техсостояние, но и уровень дисциплины маршрутчиков оставляет желать лучшего.
В связи с нашумевшей аварией график проверок маршруток по Ленинскому району уплотнился. По итогам работы госавтоинспекторов за один день 15 автобусов, курсирующих по Ленинскому району, были сняты с линии из-за неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства. Из 15 машин на диагностический контроль в ПАТП-4 прибыли всего лишь пять, остальные, скорее всего, побоялись полного диагностического контроля. Из этих пяти по техсостоянию прошел только один автобус. Остальные четыре поехали устранять неполадки.
Наиболее часто выявляются неисправности в работе рулевого механизма, тормозной системы. Ненадежный тормоз часто встречается у автобусов марки ПАЗ старого образца, вплоть до полного отсутствия стояночного тормоза. Инспектора отметили неприглядный внешний вид автобусов, отсутствие ручек на дверях, щеток стеклоочистителей, в салоне сиденья не закрепляются, отсутствуют запасные (аварийные) выходы, не было огнетушителей, аптечек и т. д.
По словам Александра Барташова, два года назад все маршрутки при получении желтых номеров и оформлении лицензии в обязательном порядке проходили внеочередной техосмотр с применением средств диагностирования. При этом было отсеяно очень много старых транспортных средств, непригодных для перевозки пассажиров. Тем самым автобусный парк Иркутска обновился. Однако автобусам, даже совсем стареньким, после основательного ремонта удается пройти техосмотр. В нашем законодательстве нет положения, в котором говорилось бы, что техника семилетней давности должна быть запрещена к эксплуатации. Получается, что предприниматель покупает дешевый автобус с "древним" годом выпуска, восстанавливает его, проходит техосмотр, а после двух недель эксплуатации автобус начинает "сыпаться", и все начинается сначала.
Справка "СМ Номер один"
По данным транспортной инспекции, общее количество маршруток, курсирующих по Иркутску, — 2635. Зарегистрировано 370 владельцев лицензий.
В Российскую транспортную инспекцию было направлено 145 представлений на должностных лиц и частных предпринимателей. Выдано 89 предписаний на устранение недостатков, 82 владельца лицензий были привлечены к административной ответственности.
За 2004 год по вине водителей маршрутных такси в Иркутске зарегистрировано 51 ДТП. Погиб 1 человек, 75 человек получили ранения различной степени тяжести.