Новичок в коллективе. Наука себя подать

Неожиданный вечерний звонок заставил меня оторваться от очередного телевизионного шоу. "Ты не представляешь, какая в этой фирме текучка кадров! — восклицала подруга на другом конце провода. — Я тут поинтересовалась мимоходом, оказывается, на моем потенциальном месте в течение месяца сменилось три человека. Как ты думаешь, стоит мне пробовать? По крайней мере, я в своем профессионализме не сомневаюсь..." На самом деле профессионализм — это замечательно, но умение вписаться в коллектив — это отдельная наука. Вот что советуют психологи.

Тут можно попасться на любой мелочи. Прежде всего коллеги воспринимают тебя как конфетку. Если обертка им понравится, то есть шанс задержаться надолго, чтобы показать, что у тебя внутри. Под оберткой в данном случае подразумеваются не столько твои внешние данные, сколько умение безболезненно влиться в коллектив, не создавая всеобщего дискомфорта.
Первым делом постарайся сразу запомнить все имена, хотя бы тех коллег, которые непосредственно работают с тобой в одном кабинете. Безусловным плюсом будет то, если уже на второй день ты сможешь ориентироваться еще и в должностях своих подчиненных и знать, к кому и с каким вопросом можно подойти. Именно про такого работника после выполнения очередного поручения начальник может буркнуть себе под нос: "Быстро соображает".
Теперь ты должен прислушаться к самому себе, как ты говоришь о работе или о коллективе: "вы" или "мы", "ваша" или "наша"? Опытный и проницательный коллега-психолог может сразу определить, долго ли тебе еще здесь работать. Так как при упоминании словосочетаний "в вашем отделе" или "у вашего начальника", ты сам невольно проводишь грань между собой и коллегами и остаешься вечным новичком. А когда ты говоришь "в нашем отделе", "у нашего начальника", "наши отчеты", ты ставишь себя в один ряд со старожилами, демонстрируя, что ты "свой" человек и твоя работа — это немаловажная толика общего дела.
Однако не переборщи с панибратством. Любого сотрудника, даже, если он младше тебя по возрасту, сначала следует называть на "вы", и только с его разрешения и с течением времени переходи на более близкие дружеские обращения.
Немаловажно и то, какие порядки установлены в коллективе. Одна моя знакомая, придя на новое рабочее место, в первый же день получила "оплеуху" от недовольной дамы, проработавшей там лет десять. Дело в том, что, когда зазвонил рабочий телефон, она сняла трубку, видя как все остальные, склонив головы, усердно работали. Оказывается, по неформально утвержденным правилам первой трубку разрешено было снимать только этой даме, которая почему-то должна была быть в курсе всех звонков. В связи с этой поучительной историей небольшой совет: сначала понаблюдайте за коллегами, узнайте, что принято и что не принято в этом коллективе, и только потом действуйте.
Однако период наблюдения не стоит затягивать. Чтобы руководитель окончательно поверил, что ты хочешь здесь работать, тебе придется проявлять инициативу. Поверь, что абсолютно все начальники ждут, что новый человек внесет свежую струю в деловое творчество: журналист придумает новую рубрику, педагог сделает уроки интереснее, архитектор придумает новый проект... Поэтому не бойся предлагать свежие идеи, и это станет лучшим доказательством твоей заинтересованности в работе не только для руководителя, но и для коллег, которым надоели так называемые балласты.
Разумеется, к этому не относится идея увеличить на час обеденный перерыв. В равной мере, как и идея полазить в Интернете, пока нет срочной работы. Хотя бы на время испытательного срока следует вообще забыть о развлечениях и частых перекурах. А если уж действительно так получилось, то лучше всего предложи свою помощь окружающим, дабы они в свою очередь не накапали начальнику о том, какой ты лентяй.
Ну а об отпрашиваниях в рабочее время, чтобы решать свои проблемы, я вообще не говорю. Руководителю совершенно точно не понравится, если тебе без конца надо будет лечить зуб, сидеть с ребенком или ждать сантехника. Когда сотрудник отсутствует, народ начинает волноваться: начальство — потому что работа не делается, коллеги — потому что кто-то из них делает ее за тебя. И вот тут-то некоторые могут подумать: зачем нужен сотрудник, который не может организовать свое свободное время? Едва ли он сможет справиться с работой. И уж тем более не стоит оправдывать свои отлучки сложностями со здоровьем, иначе руководство просто испугается, что разорится на оплате твоих больничных.
Долгожданный вечерний звонок заставил меня проигнорировать очередное телевизионное шоу. "Ты не представляешь — я так всем понравилась! — воскликнула подруга на другом конце провода. — Спасибо тебе за советы. И самое главное: тот факт, что я новенькая, еще и обернулся мне на пользу — никто ведь не знал моих прошлых ошибок. А сейчас я создала себе новый имидж".
Это вполне естественно, ведь новый имидж является своеобразным трамплином для новой карьеры.