Иннокентий Кульчицкий и сейчас творит чудеса в Иркутске

Иркутская епархия отмечает 200 лет со дня обретения святых мощей

2005 год Иркутская епархия объявила годом Иннокентия Кульчицкого, первого епископа епархии. К празднованию 200-летия со дня обретения мощей святителя в Иркутске было возрождено Братство во имя Иннокентия Кульчицкого, в которое, помимо священнослужителей, вошли некоторые областные чиновники и депутат городской думы.

Епархия к торжествам разработала специальный сайт в Интернете, именем Иннокентия Кульчицкого назвали самолет-разведчик, базирующийся в Иркутске.
На месте бывшего Вознесенского монастыря планируется открытие часовни во имя святителя Иннокентия. Другую часовню его имени, сделанную в одной из колоний, осенью отправят в Чечню.
Кроме того, на этот год запланирован облет с мощами Иннокентия Кульчицкого над территорией Сибири и Дальнего Востока. Военный самолет будет садиться на военные аэродромы, к которым организуют подвоз паломников. Предусмотрен и крестный ход по железной дороге. Для этих целей в Иркутск доставят специальный вагон-храм. Поезд с мощами проедет через Усть-Кут и Тынду в Читу, Улан-Удэ, а затем вернется в Иркутск.
Кульчицкий перестроил Иркутск
Иннокентий Кульчицкий, выпускник Киевской духовной академии, в 1710 году был отправлен в Москву, а затем переведен в Петербург, в Александро-Невскую лавру, и назначен обер-иеромонахом во флот.
Петр I заметил иеромонаха, и посвященный в сан епископа Иннокентий отправился с духовной миссией в Китай. Однако до Поднебесной Кульчицкий так и не доехал — китайцы под разными предлогами откладывали его визит.
Иннокентий дожидался разрешения в Селенгинске. За время ожиданий скончался Петр I, и Екатерина I своим указом назначила Иннокентия Кульчицкого епископом Иркутским и Нерчинским.
Кульчицкий обосновался в Вознесенском монастыре (Жилкинское предместье Иркутска) и, будучи весьма образованным человеком, сразу преступил к просвещению жителей своей епархии. Он открыл монгольскую школу, выучил бурятский язык и переводил тексты христианских молитв на бурятский с целью обратить иноверцев в христианство. Иннокентий преследовал разврат и пьянство: "Опившиеся или умиравшие от невоздержания лишались по его приказанию христианского погребения и зарывались за городом, как самоубийцы".
Уже при жизни епископу приписывалось около трехсот чудес. Вот одно из них:
"Крестьяне Оекского селения просили Иннокентия в престольный праздник святого Кирилла, 9 июня, отслужить у них обедню. "Хорошо, — сказал святитель, — мы съездим вперед по лету, а назад по зиме". На другой день выпал такой глубокий снег, что, отслужив обедню, Иннокентий возращался в Иркутск на санях".
27 ноября 1731 года Иннокентий Кульчицкий скончался в иркутском Вознесенском монастыре и был похоронен в кирпичном склепе под алтарем Тихвинской церкви, находившейся на территории монастыря. Епископом Иркутским и Нерчинским он прослужил всего четыре года. Однако за это время в Иркутске были построены две каменные церкви и шесть деревянных, а также были открыты школы для детей всех сословий.
В Иркутске обнаружены нетленные мощи
Через 35 лет после смерти святителя в Тихвинской церкви затеяли ремонт, во время которого было обнаружено, что труп Иннокентия не сгнил, а лишь немного усох. Монастрыские служители объявили, что тело угодника Божьего нетленно и целебоносно. К мощам началось паломничество — народ со всей России потянулся в Иркутск.
Кульчицкого произвели в ранг святых, и Александр I прислал в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотой бахромой для возложения на мощи святителя. Указ об открытии мощей прибыл в Иркутск 19 января 1805 года, а 9 февраля мощи были перенесены из Тихвинской церкви в Вознесенский храм.
Три года тело Иннокентия находилось в гробу, вставленном в деревянную раку. А в 1808 году Иркутский купец первой гильдии Мельников заказал в Москве роскошную серебряную раку. С наружной стороны рака была украшена литыми позолоченными гирляндами и медальонами с изображениями херувимов. Весила рака 5 пудов 20 фунтов 48 золотников и стоила по тем деньгам 14 тысяч рублей.
В раку вставлялся кипарисовый гроб. Над сооружением возвышались позолоченные колонны и балдахин, увешанный лампадами. Одну из лампад — серебряную с золотом — пожертвовал монастырю Николай Романов, будущий царь Николай II. Вокруг раки находилось множество драгоценностей на десятки тысяч рублей.
Вознесенский монастырь стал одним из самых богатых в России благодаря весомым пожертвованиям, многочисленным паломникам и расширению числа земельных угодий.
Знаменский же монастырь был в то время значительно беднее. А проехать из Знаменского в Вознесенский тогда было возможно только по реке. Однажды игуменья и монахини Знаменского монастыря собрались поклониться святым мощам Иннокентия Кульчицкого. На Ангаре разыгрался шторм, лодка перевернулась, и все монахини утонули.
В Малой Елани сохранились предания о Кульчицком
Иннокентий Кульчицкий при жизни любил бывать в монастырской деревеньке Малой Еланке, расположенной в 15 верстах от Иркутска. Там располагались амбары монастырского хлеба и жили монахи, занимавшиеся хлебопашеством. Святитель отдыхал в Еланке, принимал участие в полевых работах. Установили там и часовню, куда ходили крестным ходом из Вознесенского монастыря.
Сейчас жители Елани рассказывают о том, где располагались святые места, со слов бабушек и дедушек.
Бабушка Любови Вачаевой — Мария Храмцова — жила в Малой Елани с рождения, прожила 92 года. Она часто рассказывала своей внучке о том, что была в деревне часовня, которую поставил Иннокентий Кульчицкий, и о том, что тропинки, по которым любил хаживать святитель, не зарастают. Кульчицкий учил монахов, на каких полях что сеять — рожь или пшеницу, и если они его не слушались, случались неурожаи. Бабушка также говорила Любови, что монахи эти ссылались в Еланку за прегрешения.
Николай Кургутов, старожил Малой Елани, рассказывает о том, где располагались церковь и часовня, со слов отца. Часовня была в самой деревне, напротив старой школы. Она сгорела в 60-е годы, потому что в ней сделали кузницу. Церковь же находилась чуть выше селения — на пригорке — и сгорела так давно, что уже никто и не помнит, когда именно.
На месте святыни поставили туалет
В конце 90-х на территории разрушенного Вознесенского монастыря начал возрождаться храм Успения Божией Матери. Настоятель храма отец Дионисий говорит, что это чудо могло произойти только благодаря святителю Иннокентию.
Осенью прошлого года близ храма началось строительство часовни во имя Иннокентия Кульчицкого, и этот факт Дионисий Садовников тоже причисляет к чудесам, потому как одна из иркутских строительных фирм изъявила желание поставить часовню на свои собственные средства.
Часовня практически готова — осталось отлить купол, установить кованый забор с фонарями и подготовить купель.
По словам отца Дионисия, часовня предназначена для крещения, и купель готовится большая — чтобы мог поместиться взрослый человек. В часовню будет постоянно подаваться святая вода — скважину пробурили рядом.
Настоятель храма рассказал, что при Иннокентии Кульчицком на территории монастыря находился святой колодец. Он располагался как раз рядом с Успенской церковью. Однако в советское время из церкви сделали клуб мельзавода, а на месте колодца поставили туалет.
— Мы пытались восстановить колодец, искали на этом месте воду, но кроме фекалий ничего не находили, — говорит отец Дионисий. — Потом стали бурить подле того места, где располагался алтарь Вознесенского храма. Нашли хорошую воду, с сероводородом. На месте алтаря как раз и поставили часовню, причем когда готовили место, нашли старую кирпичную кладку внутренней алтарной перегородки.
Заполучить земельный участок, на котором сейчас строится часовня, епархии удалось с трудом. Рядом с Успенским храмом был детский сад мельзавода. Когда завод обанкротился, учреждение закрыли. Отец Дионисий неоднократно просил передать строение храму. Сначала с него требовали очень большие деньги, потом, когда от садика остались одни стены, — поменьше. В конце концов мельзавод отошел к хлебозаводу, и здание детского сада вместе с прилегающей территорией передали церкви.
Сейчас на месте уже практически разрушенного здания отец Дионисий планирует открыть сиропитательный дом либо православный детский сад. Сделать это предполагается опять-таки с Божьей помощью.
— Если бы мы здесь клад нашли, давно бы уже все отстроили, — говорит Дионисий Садовников. — Я пытался выяснить, куда исчезли ценности, принадлежавшие монастырю, и нашел телеграмму за подписью Калинина. В 1921 году он распорядился изъять из монастыря все вещи, имеющие художественное и историческое значение. Среди них были две иконы — Вознесения и Рождества Богородицы, каждую украшали по 1750 бриллиантов. В окладах икон содержалось 45 фунтов червонного золота. Да еще была серебряная рака святителя Иннокентия, пять пудов весом, и серебряная лампада, подаренная цесаревичем Николаем, весом 6 пудов — 96 килограммов.
Красноармейцы обнаружили в раке нечто
24 января 1921 года по постановлению Иркутского губернского съезда советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Архиепископ Иркутский и Верхоленский Анатолий в обращении к духовенству и прихожанам писал: "Мощи святители Иннокентия вскрыты, одежды сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь Вознесения Господня заперта, монастырь и храм охраняются красноармейцами".
Операция по вскрытию мощей производилась в присутствии депутатов Губернского съезда, публики и духовенства. Комиссия, осмотрев раку и ее содержимое, составила акт:
"Нечто длиной в человеческий рост лежит в раке и покрыто золотой тканевой ризой. В одном конце виднеются бордового цвета туфли, в другом четырехугольный кусок бархатной ткани. Посредине из черного дерева крест, на котором три пальца совершенно потемневших (мизинец, безымянный и средний).
Рака вместе с "нечто" переносится в один их ярко освещенных углов монастыря, с тем чтобы было возможно обозреть находящееся в ней. Рака открывается и фотографируется. Само духовенство извлекает из нее "нечто". Производится фото. "Нечто" лежит на плоском матраце в фиолетового цвета мантии. Снимается покрывало, митра, омофор и епитрахиль. Показывается окостеневшая кисть руки и на ней четки. Пальцы левой руки, указательный и большой, наполовину обломаны, в изломе цвет белесоватый, видна ноздреватость кости. Череп спереди с черными пятнами на темно-коричневом общем поле, без волос. Глазные впадины глубоки, брови отсутствуют, в левой глазной впадине заметно небольшой количество волосков ресницы, имеются следы как бы подстриженных рыжеватых усов, рот полуоткрыт, заметны верхние зубы (5—6 штук), на подбородке небольшое количество волосков бороды.
После снятия всего облачения комиссии представляется общий вид скелета. Скелет стянут покровом превратившейся в пергамент кожи. Мумия оставлена на столе, для охраны поставлен отряд Иркгубчека".
После осмотра представители медицины составили еще один акт:
"Комиссия по председательством заведующего отделом здравоохранения Федорова, в составе профессора анатомии Бушмакина и других представителей медицины произвела осмотр мощей.
Заключение: труп высохший, ростом 157 сантиметров, весом 12—15 фунтов, представляет собой натуральную мумию, довольно хорошо сохранившуюся. Судить о времени смерти не представляется возможным, так как труп, при известных почвенных и климатических условиях, перейдя в стадию естественного высыхания, может сохраняться столетиями".
Иркутские газеты 1924 года, рассказывая об этом событии, писали:
"Человеческие останки, которые именуются мощами святителя Иннокентия, одеты в новую шелковую фиолетовую мантию, сшитую на машине. Под ней темная почти новая с рисунком ряса из ткани. В складках пыль и плесень. Под рясой ватный подрясник из синей ткани, истлевшей с внутренней стороны. На обтянутых пересохшей кожей костях ног белые новые шелковые чулки, повязанные лиловыми ленточками. В складках подрясника серебряная монета 1878 года. Останки представляют собой скелет, обтянутый местами кожей, местами обнажившийся. Тлень и прах. В прахе мертвые личинки червей и черви. Весят останки фунтов 12. Вот чему поклонялись обманутые попами крестьяне. Вместо нетленных мощей — прах и гниение. Вместо благовония — пыль разложившегося трупа. Таких трупов сотни на каждом кладбище. Разоблачен еще один обман".
Нетленные мощи хранились в Ярославле
Вскоре после вскрытия нетленные мощи святителя Иннокентия были отправлены в Москву на выставку, организованную Наркомздравом с целью развенчания культа святых мощей, а одежды святителя были переданы в краеведческий музей Иркутска.
Сохранилась расписка, удостоверяющая прибытие мощей в Москву. Сейчас этот документ выставлен в Спасской церкви в экспозиции музея, посвященной 200-летию со дня обретения мощей святителя:
"Расписка. Выставка по охране здоровья НКЗ, Петровка, 14, удостоверяет, что ею принят на хранение мумифицированный труп архиепископа Иннокентия из Вознесенского монастыря Иркутска. Труп принят от товарища Силантьева, о чем составлен акт. Москва, 25 марта 1921 года".
В начале 30-х годов музей Наркомздрава в Москве был упразднен. Мощи Иннокентия Кульчицкого передали в музей, расположенный в церкви города Ярославля, и хранились там под названием "Сибирская мумия".
30 августа 1990 года мощи из Ярославля были перевезены в Иркутск. Раку установили в Знаменском соборе. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам в облачении. В особых случаях открывается рука святителя.
Иерей Димитрий, клирик Знаменского собора, рассказал, что уже больше десяти лет доступ к мощам имеет только один человек — диакон, благословленный владыкой. Он переоблачает святые мощи к каждому празднику, которых в году бывает 18—20.
По словам иерея, святитель продолжает творить чудеса — были случаи, когда люди, приложившись к мощам, исцелялись от разных болезней, в том числе от наркомании.
Сейчас епархия заказала для святых мощей новую раку — с вкраплениями золота и драгоценностей. Планируется также наладить выпуск образков святителя, медальонов и значков.