Горячие воды Восточной Сибири

Нужно ли сибиряку ехать на заграничные курорты?

О целебных свойствах минеральных вод люди знали издревле, но изучать их стали относительно недавно. У нас в Восточной Сибири одним из первых изучением источников занялся Н.С.Щукин (1792—1883 гг.) — представитель видной в Иркутске семьи, литератор. Известно также, что он окончил гимназию и переехал в Петербург. Учился в университете, а затем служил в Министерстве внутренних дел, но не порывал связей с Сибирью. Его очерки, записки, повести написаны на краеведческом материале. В нашей рубрике мы решили опубликовать одну из его статей о минеральных водах. Хотя эта статья издана полтора века назад, она, несомненно, и сейчас будет представлять интерес для современного читателя.

Окончание. Начало в N 6
Туркинские теплицы
Забайкальская область на удивление богата горячими источниками. Главное накопление их растянуто по восточному берегу озера. Пока известно 18 горячих бассейнов, более или менее изобильных водой с высокой температурой.
Туркинскими они названы по реке Турке, в пяти верстах ближе вод впадающей в Байкал (ныне здесь располагаются Туркинские теплицы, или курорт "Горячинск". — Прим. ред.). В ложбине, едва приметной, бьют из земли на протяжении 150 саженей более 20 горячих ключей. Самый верхний ключ вытекает из камня, в котором как бы пробито отверстие, менее полудюйма, неправильной фигуры. Подле горячих родников бьют и холодные. Все это сливается вместе и производит ручеек длиной версты с две. Он впадает в Байкал совершенно холодным и лишенным минеральных свойств.
Во второй половине прошлого столетия (XVIII век. — Прим. ред.) бывали здесь посетители, и один из них, какой-то иркутский купец, построил над водами за свой счет дом с ваннами. В начале нынешнего столетия губернатор Трескин устроил здесь за счет приказа общественного призрения дом для посетителей, флигель для смотрителя, другой для инородцев, ванны, службы и прочее. Чтобы посетители не нуждались в приобретении съестных припасов, заведено казенное поселение, в котором помещены присланные из России поселенцы.
Ванны построены были в ложбине над 18 ключами, бьющими из земли, разделены на две половины: мужскую и женскую. Отдельных ванн тогда не было. Страждущие садились в одну общую, но она была так велика, что пять человек сидели на сажень один от другого. А так как больные принимают ванны в течение целого дня, то не было никаких остановок. Каждый раздевался и садился в ванну, зная наперед, что тесноты не будет.
Ванна имела постоянный сток и приток, а потому вода была всегда свежей. Несколько лет спустя ванны перестроены и сделаны отдельными для каждого лица. Больной по выходе из ванны отдыхает в постели в особой комнате, назначенной для раздевания, а вновь пришедший должен по необходимости дожидаться.
Местоположение до самого Байкала песчаное, но в ложбинах, к которым текут воды, приметна сернокислая известь. Прежде воды протекали по дремучему непроходимому лесу, так что от воды нельзя было сделать и десяти шагов в сторону: пни и валежники останавливали на каждом шагу. Теперь валежник сгнил и употреблен на дрова. По лесу можно гулять, не опасаясь волков и медведей. Прогулка на водах необходима, и больные в хорошую погоду ходят две версты к Байкалу. Там взорам их представляются гористый остров Ольхон или горы противолежащего берега, а в тихую погоду — рыбаки. Рыбная ловля здесь чрезвычайно прибыльна из-за богатства и разнообразия своего.
Вода живая и мертвая
Сидеть в ванне можно минут восемь. При продолжительном сидении могут появиться тошнота и головокружение, и бывали случаи, когда больные умирали в ваннах от удара. Находящийся здесь сторож наблюдает за временем сидения. На вкус воды не противны, а вскипяченные в самоваре лишаются минеральных свойств и не портят чай.
Туркинские воды исследовал сперва доктор Реман, а потом Гесс. Выводы их относительно составных частей вод одинаковы, разница в пропорциях. Сернокислый натрий, а также тальковая земля и сернокислая известь, сильно растворенные в воде, сообщают ей теплоту. Температура ключей летом и весной +45 градусов. Жар невыносимый для тела, поэтому в ванну пропускается холодный ключ.
Лучшим временем для лечения считается весна, а потому и посетителей бывает на водах в ту пору гораздо больше, нежели в прочие времена года. Байкал не растаивает до мая месяца, и путь до самых ключей бывает по озеру. Лед на Байкале в это время представляет поверхность совершенно ровную и белоснежную, так что при сильном ветре лошади насилу держатся на ногах. Укрыться здесь от ветра негде, нет ни бугра, ни ледяной кочки. Путешественники при остановках для кормежки лошадей скрываются от него за своими повозками.
Летом приезжают на воды буряты и при них ламы. По их наставлению принимают больные ванны и пьют декокты (отвары. — Прим. ред.) из кровоочистительных трав. О познании лам в медицине рассказывают чудеса. Науки собственно медицинской они не знают и действуют по лечебнику, составленному каким-то индийским мудрецом, будто бы до Рождества Христова.
Все больные после ванн ослабевают, а потому для поправления сил едут на Дарасунские кислые воды, отстоящие от Туркинских не менее чем на 250 верст. Дорога устроена при губернаторе Трескине, спокойная и удобная, но гостиниц на ней нет даже в городах.
Целебная речка
Теперь перейдем с Туркинских вод по берегу Байкала в городок Баргузин и станем исчислять горячие воды, текущие в округе этого городка, ничтожного и бедного, напоминающего только баргузинов, обитавших, вероятно, здесь в былые времена, до Чингисхана.
Первыми по целительным свойствам и удобствам считаются Гусинские воды — в 57 верстах от Баргузина. Из песчаной отлогости горы вытекают три горячих ключа, которые, соединяясь, образуют речку, близ коей струится ручеек с холодной водой. Горячая вода на вкус приятна, чиста как хрусталь и без всякого запаха. Помогает при золотухе, ломоте в костях и венерических болезнях. После третьей или четвертой ванны исчезает на теле сыпь, утихает ломота, а раны начинают закрываться. Не получившие облегчения на Туркинских водах переселяются на Гусихинские, и всегда почти с пользой.
Еще в прошедшем столетии был кем-то построен здесь дом для посетителей. Мало-помалу он развалился так, что остались одни сени, в которых укрывались больные ночью и в непогоду, разводя на земле огонь.
В конце двадцатых годов баргузинские купцы Черные построили новый дом для приезжих. От вод недалеко город и окрестные селения, в которых можно получить съестные припасы.
Кипящие и исцеляющие ключи
Шиверские. На берегу реки Баргузина, в 5 верстах от города, бьют из земли между мелкими камышами горячие родники. Пользоваться ими можно только в марте месяце, когда реки еще подо льдом. В продолжение лета они затопляются прибылью воды из реки. Здесь нет ни дома, ни ванн, только выкопана в земле яма, прикрытая кое-каким навесом. В нее и садятся больные.
В 18 верстах от Баргузина впадает в северный край Гусихина озера речка Быстрая. На берегу этой речки бьет из земли родник теплой воды. От соединения с атмосферным воздухом или от каких-то других причин представляется он кипящим. В марте и апреле приезжает сюда много бурят, которые пьют воду и умываются ею. Летом ключ закрывается водой из речки.
Урринские воды находятся в 50 верстах от Баргузина. Близ речки Урры течет из горы ключ — горячая вода с отвратительным запахом. Ванна здесь прикрыта дощатым шалашом. Действие вод на организм медленное, а потому не для всех выносимое.
Каргинский ключ при реке Карге в 145 верстах от города. Вытекает из песчаной горы, обилен и горяч. Подле него струится ключ холодной воды. Буряты поставили здесь две юрты и сделали две ванны: мужскую и женскую. Инородцы в продолжение всего лета приезжают на воды и пользуются ими под руководством лам своих, умевших удачно приспособить декокты свои к действию ключа. Буряты сильно веруют в целебные свойства Каргинских вод, и на самом деле редкий из них не получает исцеления.
Ключ при речке Аяя выходит из скалы тремя истоками. Вода в нем жесткая, мутная, с неприятным запахом, теплота умеренная, действие медленное, и некоторые болезни даже усиливаются от этой воды. Устройство для посетителей такое же, как и на Каргинских водах. Больные приезжают в марте и апреле. От Баргузина до вод считается 160 километров.
При урочище Дверени-усу, в 200 верстах от Баргузина, струится ключ горячей воды, а подле него — холодной. Вода вкусом приятна, без запаха, действует скоро и сильно. Многие получали облегчение от застарелых ревматизмов и ломот в костях. Посещается преимущественно бурятами.
При урочище Укшатах, вверх по реке Баргузину, на самом берегу пробиваются из-под камней во множестве ключи горячей воды и тотчас впадают в реку. Их нередко затопляет водой, а потому нет никакой возможности устроить при них ванны.
В горах и лесах
К востоку от Байкала, между реками Баргузином и Витимом, лежит довольно обширное озеро Баунт. В старину был здесь острог для содержания в покорности тунгусов. В окрестностях озера известны четыре ключа: при реке Цене, впадающей в Витим, при гольце Китон, при Большом Бушанге и при Малом Бушанге. Ключи эти струятся в глуши, далеко от русских поселений, в горах и лесах. Посещают их одни тунгусы, страдающие чесоткой и глазной болезнью. В мае приходят они к водам со всем домом и оленями, ставят в линию конические юрты. Купаются и ходят на звериный промысел.
Баркинские воды. На той стороне Байкала (на западной стороне. — Прим. ред.), ниже острова Бугучина. Из горы, покрытой дремучими кедрами и лиственницей, в версте от Байкала, струится водопад горячей воды высокой температуры, приятный на вкус и без серного запаха. Водами пользуются одни лишь тунгусы, устроившие из досок ванну, открытую со всех сторон.
Мало бывало здесь русских. Из надписи на деревянном кресте, стоящем близ ключа, видно, что в 1788 году был здесь иркутский купец Каргаполов. Насколько известно от лесных обитателей тунгусов, действие вод сильное и благотворное. Курс лечения продолжается от 5 до 10 дней. От Баргузина до вод кругом Байкала считают 570 верст. Из Иркутска можно пробраться к водам Байкалом или сухим путем. В последнем случае — с вершин реки Лены по горам, обросшим дремучим лесом. Этот путь составит более 500 верст.
Вот какими целительными богатствами изобилует Восточная Сибирь! А сколько в ней вод кислых, щелочных, железного свойства! Нужно ли сибиряку ехать на воды Германии или Франции лечиться, когда родная земля предлагает ему столько благотворных источников?
Статья печатается в сокращении.