Возрастных кризисов не избежать никому

Каждый человек переживает восемь критических периодов

Почему в три года ребенок становится невероятно упрямым и своевольным, в 7 пытается быть не по возрасту самостоятельным, а в 14 просто невыносим? Абсолютно все дети переживают несколько возрастных кризисов, крепко бьющих по нервам и терпению родителей. Свои кризисы есть и у взрослых, но, в отличие от детей, измеряются они не годами, а целыми десятилетиями. Знание критических моментов своей жизни, а также жизни своих детей позволяет пережить их менее болезненно и выйти из сложных периодов без душевных потерь типа комплекса неполноценности или ложного чувства вины.

Кризисы бывают даже у младенцев
О том, что такое возрастные кризисы и как с ними жить, корреспондента "CМ Номер один" консультирует педагог-психолог школы N 24 Людмила Урбанович.
— Подробно возрастными кризисами занимался знаменитый американский психолог Эрик Эриксон. Он вычислил восемь кризисов, которые в свое время переживает каждый из нас.
В первые месяцы жизни некоторые родители не воспринимают своего ребенка как полноценного человека, считая его лишь комочком плоти. Но и первый год жизни очень важен и для дальнейшего развития ребенка, и для всей судьбы. Ведь именно на этом этапе закладывается способность к любви, по Эриксону — "доверчивость к жизни". Поясняем: если ребенка любят, нежат, на ручках носят, все его пожелания выполняют (он еще мал, их надо выполнять), то у личности закладывается доверчивость на всю жизнь. В противном случае вырастет подозрительный, никому и ничему не доверяющий, ущербный в душевном плане человек. Ведь давно замечено, что очень редко у выпускников детских домов складываются благополучные семьи, часто они страдают от алкоголизма и заканчивают жизнь самоубийством. Так сказывается недостаток любви в младенчестве.
Следующий кризис наступает к двум годам — ребенок становится вредным, упрямым, драчливым. Он даже может ударить по лицу родного человека — маму или папу. Важно знать, что в этом возрасте малыш делает первые шаги к самостоятельности. Если человечку дают возможность отделиться, не мучают ежесекундным контролем, то он вырастет свободным и сильным. Да, это сложное время в плане безопасности. Но психологи не рекомендуют злоупотреблять словом "нельзя". Самый лучший совет: спрятать в доме все, что потенциально несет угрозу, и пустить ребенка резвиться, а значит — развиваться.
Для двухлетки не существует пространственных и тем более нравственных границ, он живет словно в космосе. Разрешая ему фантазировать, вы тем самым поощряете его автономию, настоящую и будущую, даете право на внутреннюю свободу. Ребенок же, выросший на окриках "Нельзя!", "Не смей!", "Сколько раз тебе можно говорить!", вырастает с ложным чувством вины и стыда на подсознательном уровне. Он живет и будет жить со страхом сделать что-то не то, следовательно, ничего в жизни не добьется.
Наполняйте жизнь ребенка впечатлениями
К трем годам человечку хочется отделиться от родителей, ребенок пытается идентифицировать себя как самостоятельную единицу. И тогда он начинает выстраивать свои отношения с миром — что мир ему позволяет, а что нет; отсюда и агрессия, и упрямство, и вредность. В песочнице трехлетка может сыпануть песку в глаза своему новому другу. Поскольку нравственные основы еще не заложены, стыдить его бесполезно. В этом случае и пригодится бескомпромиссное "нельзя" (когда ребенок пытается совершить что-то, опасное для жизни, слово "нельзя" никаким другим не заменишь).
В возрасте пяти лет у ребенка наступает любопытный период сюжетно-ролевых игр, где ребенок выступает и сценаристом, и режиссером, и актером, а также время творческих экспериментов. Это не кризисное время, но все же крайне важное для формирования личности. Детишки могут устраивать домашние концерты, представления и выставки. Если эти проявления поддерживать, относиться к ним с вниманием — рисунки хвалить, спектакли поощрять, на декламации стихов искренне хлопать — ребенок вырастет инициативным, активным, уверенным человеком, который не боится промахов и ошибок, может стать лидером. В противном случае (вы считаете его занятия ненужными и скучными и даже не делаете вид, что это интересно) воспитаете вялого, неуверенного тихоню, излишне скромного, не в меру пассивного. Кто-то может возразить — а как же справедливая критика? У нарисованного зайца хвост длиннее ушей, а за что же хвалить? Никакой критики! Первое формирование лобных долей мозга формируются лишь к 6—7 годам, тогда критика уместна и действенна. А до 6 лет только похвала и поощрение!
Внимательным родителям следует знать и о том, что только до пяти лет у ребенка закладывается очень важное качество — сензитивность (сверхчувствительность). Развитие его возможно лишь при богатстве самых разнообразных впечатлений и ощущений. Поэтому очень важно давать пищу для всех органов чувств ребенка — зрения, слуха, обоняния, осязания, кожи. Копите восприятия вместе — на улице можно погладить сосну или березку, размять в руках листочек подорожника, во время вечернего чая дайте малышу попробовать новый для него вкус лимона, включайте чаще музыку, показывайте яркие картинки. Все это окупится уже во взрослой жизни — человек научится воспринимать мир во всей его красочной полноте, и значит, жизнь его будет богаче. Опять же оставшиеся от детства воспоминания способны согреть в трудную минуту боли и отчаяния. Детские психологи рекомендуют не бояться брать детей с собой в путешествия, они не нанесут вреда, а вот рана, полученная от расставания с родителями, может ныть очень долго.
Ребенок сам напомнит о том, что у него настал возраст "почемучества". Бесконечные вопросы не надо затыкать, их надо провоцировать! И не стоит давать на них взрослые серьезные ответы, малыш все равно не поймет, что гром — это "разряд статического электричества" (наглядно-образное мышление преобладает до 5—7 лет). Лучше прислушаться к ответу самого крохи и поддержать его в фантазиях.
Не ругать и не приклеивать ярлыков!
В 5—8 лет отпрыск начинает ходить по кружкам, удовлетворяя родительские амбиции. Мама хотела стать балериной? Девочку на танцы! Папа увлекался спортом? Мальчика на каратэ! Если у ребенка что-то не получается, родитель злится и за него, и за свою несостоявшуюся мечту; отсюда и обидные, недопустимые порой замечания, из которых опять же выходит многоликий комплекс неполноценности. Ребенок может долго искать занятие по душе, и это правильно. Когда после 40 начинается оскудение жизни, воспоминания и рассказы о том, как "у нас в драмкружке" или "когда я ходил на хор", способны согреть и ободрить. В детстве и юности мы как бы живем в кредит, чтобы потом было за что себя похвалить. В этом же возрасте ребенок идет в школу, где учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Так называемый переходный возраст дает о себе знать уже в 10 лет. Дети, особенно мальчики, могут раздражать своей неряшливостью — не дают стричь волосы, ходят в одной и той же одежде. Худые, длинные, нескладные — они словно предчувствуют тот кризис, который скоро начнется и как будто сохраняют себя "в кожуре", не разрешают прикоснуться к себе. Этот "грязный" период пройдет безболезненно и бесследно, если не ругать и не приклеивать ярлыков.
В 11 лет происходит окончательная и бесповоротная ролевая идентификация пола. Мальчик будет все время крутиться возле папы и слепо подражать ему, девочка соответственно приблизится к маме. Важно знать о том, что в 14 лет закладывается иждивенчество (на всю жизнь!). Не давайте парню или девушке залеживаться на диване — стимулируйте интерес к учебе, занятиям в секциях, посещению курсов.
В 40 лет выберите правильный сценарий
Кризиса, возникающего в 18—30 лет, у кого-то и вовсе не бывает. В эти 12 лет человек переживает три периода юности, определяется с профессией, находит спутника жизни, заводит первых, а то и вторых детей. Найдем ли мы свою любовь? Это очень важно. Если да — будем успешным человеком во всем: в работе, в детях. Если нет — будем чувствовать себя ненужными неудачниками, изолированными от жизни. Если личная жизнь человека складывается благополучно, кризис проходит незаметно.
40 лет — последняя граница молодости, время полного раскрытия всех способностей. И именно в этот период чаще всего настигает так называемый кризис среднего возраста. У сильного пола он выражается порой своеобразно — в погоне за уходящей молодостью мужчины оставляют старые семьи, чтобы прожить новую жизнь с новой женой. Женщины, махнувшие на себя рукой, незаметно становятся профессиональными бабушками, чьи главные заботы — огород, сериал, внуки. Выбранный в 40 лет сценарий определит дальнейшую судьбу — у кого-то это будет безрадостная однообразная старость, у кого-то по-прежнему интересная и насыщенная жизнь.
Работать нужно до последнего
Восьмой кризис переживается во время старения. Во многом он определяется и всей прожитой жизнью, и выбранным в предыдущий кризис сценарием (либо застой, либо регенерация). Человек подходит к своей жизненной черте, оценивает себя и свою жизнь — что же я в итоге получил, чего добился. Особенно ярко и глубоко последний кризис отчаяния переживается, если человек не ощущает цельности по главным жизненным параметрам — биологическому, физиологическому, психологическому, интеллектуальному и социальному (дети не удались, работа вымотала, кроме дачи нигде не был). В этом сложном возрасте, когда нет былой красоты и здоровья, когда так сузилась география знакомств, когда постепенно уходят друзья и родственники, надо найти в себе мужество, чтобы достойно перенести осень и зиму своей жизни. Психологи рекомендуют до последнего, насколько это возможно, работать — социальный статус позволяет дольше сохранить и жизненный тонус.