От монетизации льгот страдают кондуктора

Разъяренные пенсионеры вымещают на них всю свою злобу

В советское время право на бесплатный проезд имели солдаты срочной службы, милиция, почетные доноры — и все! Когда Союз распался, новым руководителям пришлось завоевывать доверие народа. Практически каждый год задабривались то одни, то другие категории граждан, и в конце концов право бесплатного проезда получили все, кроме вполне здоровых и работающих людей, а такие, как правило, в общественном транспорте и не ездят.
Бездумная раздача льгот направо и налево привела к развалу муниципальных транспортных предприятий — федеральный бюджет оказался не в состоянии оплачивать проезд всех льготников. Трамвайные и троллейбусные управления еще как-то держались на плаву — энергетика все-таки. А вот автоколонны, которые не сумели или не захотели перейти в частные руки, зачахли.

Мэр назвал кондукторов изуверами
Отмена льгот стала вынужденной мерой. Однако уже сейчас ясно, что вся эта реформа была проведена крайне непрофессионально — людям просто не объяснили что к чему, и народ взбунтовался. Власти же, вместо того чтобы поговорить с народом, вновь перешли к процедуре задабривания — помимо денежных компенсаций выдали еще и льготные проездные. Сейчас картина последствий монетизации льгот складывается следующим образом: больше всех от этой реформы пострадали кондуктора.
Кондуктора иркутских троллейбусов и трамваев весь январь держали оборону. Разъяренные пенсионеры, в основном представители мужского пола, поносили их на чем свет стоит и даже выталкивали из транспорта на улицу.
Наталья Ивановна, кондуктор троллейбуса, считает, что реформа эта безусловно была нужна, но проведена она просто бездарно.
— Оставили нас со стариками один на один. Мэр нас на всю область назвал изуверами. А мы тоже люди, и так же как эти старики, живем на копейки.
С пачки билетов кондуктор имеет семь с полтиной
Труд кондукторов просто адский, и получают они за свою работу действительно копейки. Многие полагают, что люди идут в кондукторы от безысходности и полного безденежья, но устроиться на эту работу без денег невозможно.
Когда человек впервые приходит в трамвайное или троллейбусное управление с желанием устроиться кондуктором, он должен купить две-три пачки билетов на свои кровные. В одной пачке 50 билетов, и стоит она 242 рубля 50 копеек. То есть нужно иметь при себе около тысячи рублей. Продать пачку билетов кондукторы должны за 250 рублей, а разница, 7 рублей 50 копеек (3%), — это их заработок.
Пока кондуктор не в штате, он зарабатывает в месяц около тысячи рублей. Прибыль зачастую зависит от маршрута — много пассажиров обычно бывает в троллейбусе N 4, что идет в аэропорт; а вот трамвай N 1 часто простаивает из-за пробок на Ангарском мосту, и на нем можно вообще ничего не заработать.
Когда кондуктора взяли в штат, он начинает получать зарплату, которая зависит от стажа, часов работы и выполнения плана. В среднем это примерно три тысячи рублей плюс все те же 3% с проданных билетов.
Даешь пятилетку за три года
Сейчас, когда льготы отменили, зарплату кондукторам, казалось бы, должны были прибавить. Но это не так. Во-первых, стоимость билета снизилась с шести до пяти рублей, и на процентах они теперь зарабатывают меньше, чем раньше.
Во-вторых, бывшие льготники получили единые проездные билеты. Если раньше они заходили в транспорт и показывали свои удостоверения, то теперь показывают удостоверения и проездной билет.
В-третьих, план работы кондукторам постоянно повышают. Чтобы его выполнить, им приходится работать в свои выходные.
Таким образом, денег у них больше не стало, а хлопот прибавилось.
Возьмем, к примеру, план доходов для трамваев на февраль. За восемь часов работы в одиночном трамвае N 3 кондуктор должен продать билетов на 5 тысяч 492 рубля, а это больше тысячи штук. Выполнить такой план удается чрезвычайно редко.