Продюсер Олег Малышев — самый известный сантехник области

Иркутская реклама бывает не хуже московской, но среди столичной тусовки она считается непрестижной

Продюсер Олег Малышев — один из немногих, кто стоял у истоков создания иркутской телевизионной рекламы и знает о ней практически все. Поэтому ему странно слышать, когда говорят, что на рекламном рынке региона крутятся сотни тысяч долларов. Качественный ролик действительно стоит немалых денег, соглашается он, но в последнее время у крупных бизнесменов считается дурным тоном, если ролик сделан в провинции.

Стол и апельсин — все, что нужно было для рекламного ролика
— Для меня знакомство с рекламой началось на Иркутской государственной телерадиокомпании где-то году в 1992-м, — вспоминает Олег. — В Советском Союзе как таковой рекламы не было, поэтому мы начинали с нуля. Было интересно, учились на ходу. Как раз на центральном телевидении стали появляться, как мы тогда говорили, буржуйские ролики, сделанные за границей. Конкурировать наша реклама с ними не могла, но нам хотелось создать что-то хорошее. Мы понимали, что технологий, которые позволяли бы это сделать, у нас не было. Выходили из сложного положения за счет фантазии режиссера и операторского мастерства. Например, когда делали рекламу Базис-банка, оператор несколько часов непрерывно снимал восходящее солнце, чтобы потом показать это за несколько секунд. Солнце должно было символизировать успех банка. В большинстве же своем реклама была простой. Иногда за ночь мы могли сделать пять-шесть роликов, используя стол и, например, один апельсин. Особенно много заказов шло от контор, похожих на МММ, "Русский дом "Селенга". К сожалению, мы в то время не задумывались, кому делаем рекламу. Нам давали возможность зарабатывать и делать то, что нам нравилось.
Сантехником стал поневоле
Жизнь Олега Малышева поменялась, когда одно из коммерческих предприятий Иркутска пригласило его к себе делать рекламу. Это были первые его шаги как продюсера. Потом в этом качестве он сделал уже не один документальный фильм и не одну сотню рекламных роликов, в некоторых из них снялся как актер.
— В Иркутске меня знают больше не как продюсера, а как слесаря Афоню из рекламы фирмы по продаже сантехники, — говорит Олег. — Делался этот ролик несколько лет назад, но до сих пор его крутят по разным каналам. Мы остро нуждались в сантехнике, поэтому и обратились с предложением к одному из предпринимателей Иркутска. Он согласился. Первое, что пришло нам в голову, это фильм "Афоня". Теперь некоторые сотрудники ГАИ, когда останавливают, узнают меня, прощают мелкие нарушения, улыбаются, что самого Афоню остановили.
По словам Олега, ему приходится сниматься в собственных роликах, если не удается найти актера на роль. А сценарии многих роликов вообще приходится придумывать прямо на съемочной площадке. Так было с рекламой автозапчастей, где Малышев играл Василия Ивановича Чапаева, или рекламой той же сантехники, когда для достоверности осенью пришлось несколько раз окунаться в ледяную воду Байкала. Продюсер считает, что мало кто из иркутских актеров согласился бы на это испытание вместо него.
Ксения Собчак как лицо рекламного бизнеса
Сейчас иркутский рынок рекламных роликов переживает небольшое затишье. Многие местные фирмы отошли москвичам. Они решают из столицы, какая реклама нужна в Иркутске, а какая нет.
— Интересно, что некоторые иркутские ролики по идее и исполнению не хуже московских и стоят на несколько порядков дешевле. Столичные же бизнесмены все равно предпочитают отдавать заказы москвичам. Это происходит из-за такого понятия, как престиж. Не случайно ходит в России анекдот. Лежат две одинаковые булки хлеба, одна стоит десять рублей, другая - сто. Ксению Собчак спрашивают: "Какую вы выберете?" Она отвечает, что, конечно, по сто рублей. Та же самая ситуация и с музыкальными клипами. В московской эстрадной тусовке считается позором снять клип в провинции. Пусть даже провинциальный клип будет на порядок качественнее московского.
Однако клипы снимаются и в Иркутске. Недавно Олег закончил снимать клип для исполнителя Игоря Ясного. Это достаточно дорогой проект. Специально для этого клипа привозили детей на съемки из Москвы и даже из-за границы. А костюмы искали по всему городу.
— Столько радости, как у бабушек на Свердловском рынке, я еще ни у кого не видел. Мы за несколько минут купили столько старых вещей, сколько им за весь год не продать бы, — вспоминает Олег. — Дело в том, что в клипе воспроизводятся 70-80-е годы. Поэтому современная одежда на актерах в клипе не смотрелась бы. А как-то давно мы делали клип для певицы Елены Сысоевой. Снимали его на Братском водохранилище. Все знакомые, которые смотрели клип, считали, что мы снимали его где-то за границей.
Серьезные продюсеры с рекламы переключаются на телепередачи
У серьезных продюсеров Иркутска последнее время появились новые тенденции. Они начинают готовить к выпуску телевизионные проекты, обычно по заказу той или иной телекомпании.
— Это достаточно перспективно. Например, я уже два года делаю по заказу телекомпании "Город" детскую передачу "Дедушкины сказки". Еще два проекта готовятся к выходу на телекомпании АИСТ. В проекте еще две передачи. Одну из новых передач будет вести моя жена Жанна. Она уже имеет опыт работы на телевидении. Пять месяцев Жанна вела "Дедушкины сказки", а теперь пишет для них сценарии.
Досье
Олег Малышев родился 5 июня 1962 года в Ангарске. С 1979-го по 1986 год учился в Иркутском театральном училище. В перерывах между учебой успел два года отслужить в армии. Работал в Братском драмтеатре и в ТЮЗе. Одно время был директором группы "Белый острог", после ее распада ушел работать на телевидение (нынешнее ИГТРК). Потом занялся своим бизнесом и до сих пор является продюсером разных телепроектов. Сейчас делает передачу "Дедушкины сказки" и продюсирует несколько телевизионных проектов на АИСТе. Женат, воспитывает сына. Сожалеет, что после развала СССР вместе с ним ушло много хорошего, что было при советской власти. Занимается спортом.
Самые известные проекты Олега Малышева:
— документальные фильмы "Духи золотой долины", "Летящие";
— музыкальные клипы для группы "Принцип неопределенности", Вадима Мазитова, Игоря Ясного и Елены Сысоевой;
— передача "Дедушкины сказки".