Госинспектор против "Аллигатора"

Валерий Прокопьев считает, что судно на воздушной подушке может уничтожить байкальскую нерпу

Ледовые развлечения на Байкале принимают все более разнообразные формы. Пешие и конные переходы, катания на собачьих упряжках, пробеги на автомобилях, а теперь еще и прогулки на судне на воздушной подушке под названием "Аллигатор". При помощи "Аллигатора" турдеятели собираются показывать отдыхающим нерпу. Судно может ходить даже по сильно торосистому льду, а именно в таких местах, в снежных логовах, нерпы выкармливают своих детенышей-хубунков.

Валерий Прокопьев, старший госинспектор рыбоохраны по Иркутской области, намерен пресечь на корню подобный вид развлечений. Нерпа очень пуглива; спасаясь бегством, она может бросить своего детеныша, а без матери бельку не выжить. Таким образом, старший госинспектор считает, что распространение на Байкале судов на воздушных подушках может полностью уничтожить нерпу.
— Согласно международной конвенции, самолетам запрещено приближаться к Командорским островам, где обитает морской котик, на расстояние менее трех тысяч метров, — говорит Валерий Прокопьев. — Байкальская нерпа более пуглива, приближение к самке с бельком может привести к необратимым последствиям. Поэтому я намерен вынести постановление о запрете ледовых прогулок к местам лежбищ.
Нерпы приносят детенышей с конца февраля до начала апреля. Нерпята рождаются на льду и, пока кормятся молоком матери, не ныряют в отдушины логова, сделанные когтями мам.
Мамы-нерпы добывают себе пропитание под водой и возвращаются к малышам. Однако если взрослую нерпу спугнуть, то она может и не вернуться. В случае опасности нерпы развивают скорость до 20—25 километров в час, и потом стараются обходить опасное место стороной.
Средний возраст байкальских нерп-самок 56 лет. Щенятся самки ежегодно лет до сорока, но приносят чаще всего только одного детеныша. Беременность у нерпы длится 11 месяцев.
Если судно, которое развивает скорость до 95 километров в час, прокатится к нескольким логовищам и распугает самок, весь приплод погибнет.
Виктор Степаненко, начальник отдела экологического просвещения Байкало-Ленского заповедника, считает, что площадь поверхности озера, пригодная для размножения нерп, постоянно сокращается. Там, где пролегают ледовые дороги, и там, где люди промышляют зимней рыбалкой, нерпу не встретишь.
— Во время размножения и ухода за детенышами нерпу вообще нельзя беспокоить, — говорит Виктор Николаевич. — Гибель брошенного молодняка в сто крат страшнее, чем отстрел нерпы. Потому что охота находится под контролем, в период "щенки" нерп она запрещена, а эти катания по льду на джипах и "Аллигаторах" никто не контролирует.
По словам Степаненко, в начале 90-х годов по Байкалу хотели организовать пробег на "Мерседесах", но общественность возмутилась.
— Такие развлечения ужасны, их нельзя допускать. Есть стадионы, а есть святые места. В храме Василия Блаженного хорошая акустика, но туда никто Майкла Джексона петь не зовет. Естественно, на Байкале без туризма людям не прожить, но туризм не должен вредить Байкалу. К Священному озеру нужно приходить с поклоном и благодарностью.