Огнедышащий дракон посетил Унгинский дацан

В канун Сагаалгана в пасти дракона сгорело все плохое, что было в прошлом году

9 февраля наступил Новый год по восточному календарю. В канун этого дня буддисты проводят специальные обряды. 7 февраля назначают церемонию освещения огнем — дугжуубэ, а 8-го предписывают верующим поститься — не есть мяса и не употреблять алкоголь. Предневогодние священнодейства на этот раз впервые прошли и в Унгинском дацане в поселке Новонукутском. Официальное открытие этого дацана намечено на август, а освещение состоялось 7 февраля.

Двери дацанов смотрят на юг
Возрождение Унгинского дацана началось в 1999 году. В былые времена этот дацан располагался в 80 км от Новонукутского, а когда встал вопрос о его восстановлении, было выбрано место, доступное людям.
По словам настоятеля дацана, ширээтэ-ламы Баира Будаева, вокруг нового места расположения храма ходило много разговоров. Баир-лама утверждает, что священнослужитель знает, где и как строить дацан. Новое место было выбрано согласно буддийским канонам, и расположение храма соответствует правилам: двери дацана смотрят на юг.
Строительство всего комплекса пока не завершено. Вокруг самого храма будет возведено еще четыре деревянных сооружения — дома священнослужителей и помещение, где лама-лекарь будет вести прием больных и готовить снадобья.
Количество лам в дацане также увеличится. Пока их трое — настоятель, лекарь и астролог, — а должно быть пять.
7 февраля, после освещения дацана, в храме состоялась первая служба. На молебен, посвященный Сагаалгану, в Унгинский дацан из Улан-Удэ специально приехал председатель центрального духовного управления Буддийской традиционной сангхи России Дашинима Содномдоржиев.
По словам Дашинимы Владимировича, в Бурятии сейчас действует 19 дацанов, а в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе только один (храм в районе Усть-Орды закрыт). Таким образом, дацан в Новонукутском, по мнению Содномдоржиева, должен стать духовно-культурным центром для всех жителей УОБАО и Иркутской области, независимо от национальности и вероисповедания.
— Двери дацанов открыты для всех, — говорит Дашинима-лама. — Сюда приходят и приверженцы шаманизма, и православные люди, и адепты других конфессий.
Звуки ритуального барабана пугают злых духов
Молебен в Унгинском дацане продолжался целый день. Под звуки ритуального барабана, отгоняющего злых духов, ламы читали сутры на тибетском языке.
По окончании службы во дворе храма был зажжен священный костер — сор. В костре, или пасти огнедышащего дракона, ламы сожгли самодельный череп, символизирующий все плохие дела.
Прихожане пришли к костру с комочками теста. Прокатив такой шарик по лицу и телу и бросив его в огонь, буддисты освобождаются от накопившегося за год негатива. Согласно буддизму, в Новый год человек должен вступить, полностью очистившись от дурных деяний, начав новую страницу жизни с чистого листа.
Новый год, наступивший 9 февраля, — это год Синей Курицы. А так как синий цвет в буддизме символизирует дерево, то эту курицу можно назвать еще и деревянной.
По словам настоятеля Унгинского дацана Баир-ламы, этот год будет особенно опасен для людей, родившихся в год Курицы. Для них это время ослабленной жизненной силы.
А что касается катаклизмов, Баир Будаев считает:
— Никто не может с точностью предсказать время и место катастроф. Мы должны молиться, чтобы их не было.
Лама-лекарь испытывает травы на себе
Летом, когда строительство Унгинского дацана будет полностью завершено, на его территории эмчи-лама Чингис начнет принимать больных. Тибетской медицине Чингис-лама учился в дацане в Улан-Удэ. В Новонукутском он живет уже два года и пока принимает страждущих на дому.
Диагноз лама ставит по пульсу, сопоставляя его частоту с внешним видом человека. Само лечение проводится специальными сборами трав, также применяется мануальная терапия. Не все травы, необходимые для приготовления снадобий, произрастают на территории Сибири, некоторые компоненты ламе приходится закупать в Монголии и Китае. Для изготовления лекарств существуют специальные приспособления — все ингредиенты необходимо перемолоть практически в пыль, чтобы они легче усваивались организмом.
Нетрадиционная тибетская медицина отличается не только загадочными травяными сборами, но и самим подходом к поиску причин заболеваний. По словам Чингис-ламы, существуют болезни кармические и болезни, обусловленные присутствием холода внутри человека.
За помощью к ламе обращаются, что называется, и стар и млад. Однако чаще всего его просят излечить от алкоголизма, чего лама сделать не может.
— Тибетская медицина уходит своими корнями в глубину веков, а в те времена ни алкоголизма, ни наркомании, ни СПИДа не существовало, — говорит лама-лекарь. — Поэтому рецептов от этих болезней нет. Есть рецепты лекарств, направленных на борьбу с раком, но эти средства так тяжело переносятся, что и здоровому человеку станет плохо.
Чингис-лама рассказал, как его учитель заставлял пробовать ученика приготовленные им лекарства от рака. Молодому лекарю после этого было очень плохо, он перенес настоящее отравление.
Лама говорит, что в состав таких средств входят корни и травы, содержащие яд, поэтому ослабленным больным назначать эти лекарства нужно с большой осторожностью.