Студент, вошедший в историю революции

Молодой Че Гевара в кинофильме "Дневники мотоциклиста"

Сюжет фильма "Дневники мотоциклиста" предельно прост: студент-медик, которого зовут Эрнесто Гевара де ла Серна, и его старший товарищ седлают железного коня — старый "Нортон-500", который они называют Всемогущим, после чего пускаются в путешествие по любимому континенту, Южной Америке. Позже студент войдет в историю под именем Че Гевара. Фильм снят по его запискам.

В пути друзей подстерегает многое. Этот мир нравится Че все меньше и меньше. Ему приходится жертвовать своими интересами: ставить неутешительный, но правильный диагноз хозяину дома, где они хотели остановиться, из-за чего пришлось ночевать под открытым небом и нырять в холодную воду, несмотря на то что молодой Гевара болен астмой. Но все это лишь первая половина фильма, легкая и забавная. Дальше начинается то, что сделало прямого и честного врача, специалистом по борьбе с проказой, революционером.
Сначала ломается мотоцикл. Друзья не сдаются, продолжая путь пешком и на попутках. Теперь они могут присмотреться к людям: скорость уступает место вниманию, механический прогресс — реальной жизни. Эрнесто впервые видит, как работают шахтеры. Его потрясает несправедливость и бесчеловечность бизнеса — в Южной Америке он такой же, как и во всем мире. Все личное окончательно уходит на второй план, когда Эрнесто попадает в деревню прокаженных. В мире слишком много боли. Сострадание охватывает его, порой переходя в отчаяние, и в этом чувстве нет ничего высокопарного. Просто он понимает, что дальнейшую жизнь он посвятит освобождению своего родного континента — за это можно жить и умереть, а все остальное не стоит и движения пальца.
Эта непридуманная история очень похожа на рассказ о принце Шакьямуни, который позже стал известен миру под именем Будда — Пробужденный. Несомненно, такие люди, как Че Гевара и Фидель Кастро, рождаются нечасто: сделать революцию на Кубе, в оплоте мафии и проституции целого континента, и вышвырнуть всю эту грязь одним махом — на это способен не каждый. И все же они чего-то не поняли.
Фильм напоминает о двух известных вещах: первая — что у этого парня действительно был потенциал Будды, и вторая — что коммунизм, в сущности, великая просветленная идея, быть может лучшая из всех возможных для общества. В ее основе — тотальная осознанность, которая, собственно, и делает нас людьми. Но коммунизм — это просто идея, если не сказать религия. Вместе с ним приходят диктатура, насилие, власть тьмы.
Че Гевара погиб в Боливии в октябре 1967 года. Он хотел поднять на борьбу народ этой маленькой и наиболее бедной страны. Он отправился в свой последний и самый дерзкий поход, отказавшись от поста директора национального банка Кубы. Вы способны на такой поступок?.. И сейчас легко говорить, что с самого начала поход был обречен, что режим Кастро умрет вместе с ним, что Гевара и Фидель ничего не смогли изменить — даже теперь далеко не до всех государственных управленцев доходит, что менять человека должно просвещение, а не рекламные кампании армии и ФСБ. Свет приходит изнутри, и безусловные лидеры, одним из которых был Че, просто необходимы этому миру, чтобы он окончательно не погрузился в отчаяние, став придатком для торговли всем и вся.
Фильму прочили номинацию на "Оскар-2004". Сейчас станет понятно почему. Постановщик картины — бразильский режиссер Вальтер Саллес, чья лента "Центральный вокзал" получила в 1998 году главный приз на фестивале в Берлине, — работал над картиной всерьез. Саллес маниакально стремился к точности, будто снимал документальное кино. На роль Гевары был призван его однофамилец (или даже родственник), съемочная группа повторила путь, проделанный Геварой и его товарищем, в картине присутствуют местные жители, в том числе некоторые из обитателей колонии для прокаженных, 50 лет назад лицезревшие Гевару лично. Герои пьют матэ, танцую танго (Гевара плохо танцевал), участвуют в пьяной драке — в общем, это классика постмодерна с ее уклонением от генеральной идеологической линии, полная служения образу героя, канонизированного скорее Энди Уорхолом, нежели студенческой молодежью.
"Книга Че Гевары произвела на меня огромное впечатление. Это рассказ о постижении собственного предназначения, о познании себя самого. И еще о познании Латинской Америки. Ее души", — признался Саллес в интервью Би-би-си. В этом признании нет ничего выспреннего: фильм снимали прежде всего для латиноамериканского зрителя, а в Латинской Америке революция является таким же национальным спортом, как в России футбол. Познание души континента могло сделать Гевару только революционером и более никем.