Зловещий круг для таксистов

Поездка в предместье Марата стала последней для шестерых частных извозчиков

В августе 1996 года в окрестностях Куйбышевского РОВД Иркутска стали находить тела убитых водителей частных машин. Вакханалия неизвестных преступников продолжалась чуть более месяца. За это время было совершено семь разбойных нападений на частных извозчиков. Шесть человек погибли, и лишь одной жертве удалось порвать удавку и убежать от бандитов. Налетчики поплатились за собственную дерзость. Последнее нападение, как, впрочем, и все предыдущие, произошло недалеко от райотдела, поэтому спасшийся водитель вовремя сообщил о преступлении, что и позволило милиционерам поймать разбойников по горячим следам.

Вокруг райотдела
Рассказывает старший прокурор-криминалист областной прокуратуры (в 1996 году старший следователь прокуратуры Куйбышевского района) Евгений Доровской:
— В начале августа меня отозвали из отпуска, так как в районе, по оперативной информации, завелась группа кровожадных разбойников. 2 и 3 августа недалеко от райотдела милиции, расположенного на улице Шевцова, были обнаружены трупы двух мужчин: оба скончались от асфиксии и ножевых ранений. Для раскрытия этих преступлений была создана следственно-оперативная группа, руководство которой взяла на себя прокурор Кубышевского района Светлана Александровна Скворчук. Первым делом мы установили личность погибших, выяснили, что иногда они занимались частным извозом.
То, что убийства были совершены недалеко от Куйбышевского РОВД (буквально в двух-трех кварталах), вряд ли являлось случайностью: просьбой подбросить до милиции преступники, скорее всего, усыпляли бдительность водителей. Другим объяснением могло послужить то обстоятельство, что разбойники проживают в этом околотке. Участковые стали отрабатывать близлежащую территорию: не исключалось, что похищенные машины были спрятаны во дворах. По своей линии работал и уголовный розыск: собиралась и отрабатывалась оперативная информация по этим убийствам. Однако время работало не на милицию: почувствовавшие безнаказанность преступники после непродолжительного перерыва вновь вышли на большую дорогу.
— 31 августа, 3, 6 и 9 сентября в районе были совершены убийства еще четверых частных извозчиков, — рассказывает Евгений Доровской. — Способ совершения преступления не менялся: удушение, ножевые ранения. Места нападений, если смотреть по карте, окружили Куйбышевский РОВД со всех сторон...
Тайна "зловещего круга" раскрылась 11 сентября. Этим вечером разбойникам не удалось довести задуманное до конца, жертве последнего нападения удалось выжить.
Если очень хочется жить
...Около девяти часов вечера 11 сентября водитель автомобиля ВАЗ-21073 проезжал улицу Дзержинского. На остановке общественного транспорта "Центральный рынок" голосовали два прилично одетых парня. Автомобилист остановился, и, сговорившись о цене, повез молодых людей в предместье Марата. Один из парней сел на переднее сиденье, второй — позади водителя.
Оказавшись в предместье Радищева, пассажиры заспорили, в какую сторону сворачивать, затем они попросили остановить машину на пустыре по улице Чапаева. И сразу же на шею водителя была накинута удавка из трехжильного изолированного провода. Пока один из разбойников душил шофера, второй пытался держать потерпевшего за руки. Пытался, но у него ничего не получалось. Достаточно щуплый водитель сам вцепился в провод и разорвал его на две части...
— Позднее, уже на допросе, я дал потерпевшему точно такой же провод, — замечает Евгений Доровской. — Предложил порвать его. Но как он ни старался, ничего не получилось. Это я к тому, что в критической ситуации нужно бороться за свою жизнь всеми способами, в состоянии шока человек на многое способен.
...После того как провод был разорван, на шее водителя сомкнулись пальцы преступника, но эта хватка была значительно слабее, нежели удавка. Тот разбойник, который находился спереди, повалился на жертву. Веса двух человек спинка водительского сиденья не выдержала и сломалась, придавив душителя. Перебирая ногами по потолку салона, водитель кувыркнулся назад, нащупал ручку задней двери и вывалился на улицу. Дальше мужчина вручил свою судьбу ногам.
Райотдел милиции находился в 150 метрах от места нападения. Оказавшись в дежурной части, пострадавший сообщил о преступлении, назвал приметы преступников и номер угнанной машины, ориентировку передали всем постам ГАИ. Через несколько минут вишневую "семерку" увидел экипаж ДПС, дежуривший на въезде на новый Ангарский мост. Требованию остановиться водитель "Жигулей" не подчинился, началось преследование. Уже на середине моста милицейская машина догнала "семерку", один из инспекторов прострелил оба правых колеса угнанной машины. Докатившись до конца переправы, "Жигули" остановились на улице Полярной. Водитель был задержан, его пассажир убежал, однако и он был пойман в течение суток. Третий разбойник, не участвовавший в последнем нападении (чем, собственно, и объясняется этот провал), был арестован на следующий день.
Жестокость забитого существа
К моменту описываемых событий 21-летний уроженец Боханского района Сергей Штормин проживал у своей тетки в частном доме на улице Бархоменко (недалеко от СПТУ N 1, в котором приобретал профессию повара, и буквально в двух шагах от Куйбышевского РОВД). Особым прилежанием студент Штормин не отличался, для будущего повара он оказался слишком алчным, но для частых пропусков занятий, по словам работника прокуратуры Евгения Доровского, была и другая веская причина:
— Штормин, как позднее было установлено в ходе следствия, мягко говоря, не пользовался уважением среди учащихся СПТУ. Над Сергеем нередко издевались сверстники, что не могло не наложить отпечаток на его психику. При этом, согласно заключению комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, у Штормина был лживый и скрытный характер. При кажущейся забитости именно он являлся подстрекателем и самым жестоким исполнителем совершенных преступлений.
Общие жизненные интересы (если конкретнее — тяга к быстрой наживе) связывали Штормина еще с двумя молодыми жителями Куйбышевского района: 17-летним приятелем по училищу Михаилом Силантьевым и 21-летним водителем пищекомбината "Иркутский" Сергеем Толкухиным. Старшему следователю Куйбышевской прокуратуры Доровскому поначалу даже не верилось, что эта троица выходцев из благополучных семей наводила ужас на частных извозчиков и так дерзко испытывала терпение сотрудников местной милиции:
— Толкухин, например, раскололся и выдал соучастников только потому, что я сказал ему, что подельник его уже задержан и признался во всех преступлениях, вот только роль лидера группы приписывает ему, Толкухину. На самом деле о существовании Штормина и Силантьева тогда нам ничего не было известно. Последние, кстати, после задержания тоже недолго мутили воду. Они дали признательные показания, которые в ходе следствия были подтверждены объективными фактами.
Как было установлено следствием, первое преступление шайка совершила в начале августа 1996 года. Вооруженные удавкой, изготовленной из обычного капронового шнурка (к его концу для удобства привязали ручку из батарейки), и складным ножом троица напала на 19-летнего водителя "Волги".
— Парень на машине отца приехал к "шпилю" на бульвар Гагарина, чтобы забрать свою подругу, — рассказывает Евгений Доровской. — Не дождавшись девушки, он уже собирался уезжать, когда к нему подошли злоумышленники и попросили довезти до Марата.
Потерпевший не пил и не курил, занимался спортом, был очень крепким физически. Но на стороне преступников был численный перевес и эффект неожиданности. Справившись с этой жертвой, разбойники уже не могли остановиться.
Пост ДПС брали приступом
По уголовному делу следователем Доровским было назначено множество обысков и экспертиз:
— 20 сентября Штормину, Толкухину и Силантьеву предъявили обвинения в убийствах и разбойных нападениях. К этому времени все похищенные автомобили были изъяты (они находились в гаражах и частных подворьях их друзей в Куйбышевском районе). Чтобы сбыть краденые машины, у молодых преступников просто не хватило ума, ведь требовались фиктивные документы и связи. А разобрать автомобили и продать запчасти они просто не успели.
Единственную иномарку, которой удалось разжиться налетчикам, и вовсе пришлось бросить.
Этот разбой был совершен поздним вечером 6 сентября. Водителя "Вольво-244" злоумышленники остановили недалеко от завода им. Куйбышева. Преступники назвали адрес: АО "Речник" на улице Селитбенной. Убивали уже по накатанной схеме: Штормин душил удавкой, Силантьев и Толкухин держали сопротивлявшуюся жертву. Когда водитель потерял сознание, его вытащили из салона, Штормин достал нож и довершил злодеяние.
Похищенную машину преступники собирались спрятать в поселке Падь Топка, где проживал с родителями Силантьев. Однако на контрольно-пропускном пункте "Владимир" (на выезде из Иркутска) был закрыт шлагбаум. Толкухин вышел из машины и направился к зданию КПП, чтобы попросить разрешения на проезд, но вернулся вместе с инспектором. Убийца опять сел за руль — якобы за тем, чтобы достать документы из бардачка, на самом же деле он включил скорость.
— Услышав звук работы коробки передач, сотрудник ГАИ потребовал всем выйти из машины, — рассказывает Евгений Доровской. — Вместо этого Толкухин дал по газам и с разгона сбил шлагбаум. Гаишники стали преследовать нарушителей.
Иномарка не смогла далеко уехать — при таране шлагбаума был пробит радиатор. Трофейное "Вольво" преступникам пришлось бросить и разбежаться.
Другая шайка .
Практически с самого начала молодые разбойники признались во всех совершенных в районе нападениях на частных извозчиков. Единственное, убийство водителя "Волги", труп которого был найден 9 сентября в районе очистных сооружений по улице Рабочего Штаба, на себя не брали. И действительно, вскоре следователь прокуратуры Куйбышевского района получил объективное подтверждение тому, что данное преступление совершила другая шайка.
— Уже 12 сентября сотрудники ГАИ Иркутского сельского района задержали похищенный при разбое автомобиль "Волга". У человека, который находился за рулем, оказались документы на имя погибшего владельца машины. В течение нескольких часов были установлены личности двух сообщников задержанного, которые, по его словам, должны были находиться на квартире по улице Трилиссера. Группа задержания выехала по адресу. Сообщников подозреваемого застали за пропиванием награбленного. Запачканные кровью деньги лежали в раковине в ванной...
На допросе задержанные Николай Карпов, Сергей Зубов и Василий Точилин рассказали, что в ночь с 8 на 9 сентября они втроем поехали на остановку общественного транспорта "Аэропорт", где остановили автомобиль ГАЗ-31029. Злоумышленники загадали маршрут в Куйбышевский район, но по дороге попросили остановиться у дома N 66 по улице Красных Мадьяр (здесь, в квартире Зубова, были заранее приготовлены монтировка и удавка). То, что произошло дальше, следствию уже было известно.
За совершенное преступление Карпов, Зубов и Точилин понесли наказание в виде лишения свободы на срок 12, 13 и 14 лет соответственно. Активных членов другой группы — Штормина и Толкухина — приговорили к 15 годам лишения свободы; несовершеннолетнему Силантьеву дали шесть лет тюрьмы.
Фамилии изменены.