Арабы организовали на Байкале массовый отлов сокола

В качестве живца охотники использовали голубей, оснащенных специальным приспособлением

Каменистая степь по обе стороны дороги жила своей жизнью, и ученые внимательно наблюдали за ней, примечая то, на что обычные пассажиры вряд ли обратили внимание. Поэтому они не могли не заметить низко летящего у обочины одинокого голубя. Опытные орнитологи сразу же поняли, что на птице установлен самолов. Охотовед среагировал быстро, первым же выстрелом из своего служебного оружия сбил голубя. Да и не было другого выхода — так или иначе тот вскоре бы погиб. Но главным образом потрачен был патрон по другой причине — чтобы никакая хищная птица не погибла, запутавшись в тонко сплетенной крепкой ловушке, установленной на голубе.

Соколов на Ольхоне ловят на живца
О том, что в степях Ольхонского района развернулась настоящая полномасштабная охота на соколов — балобанов и кречетов, — сотрудники парка знали не понаслышке. Примерно с конца 90-х годов в степях Ольхонского района стали находить мертвых голубей с самоловами и встречать иностранцев арабского происхождения, отлавливающих хищных птиц. Меньше месяца назад Виталий Рябцев обнаружил в этих местах и сфотографировал сокола-балобана, не сумевшего освободиться от хитроумных пут и погибшего голодной смертью.

  • Из материалов уголовного дела (рассказывает Виталий Рябцев): "В 1999 году я проводил исследование на предмет выяснения современной численности хищных птиц. Установил, что численность балобана по сравнению с началом 80-х годов сократилась примерно в 10 раз. Сейчас еще меньше. К тому же арабы отлавливают одних самок, потому что они крупнее самцов.
    Метод ловли на подсадного голубя прост. На голубя надевается специальное приспособление, способное стянуть лапы хищной птицы как удавкой. Голубь отпускается на веревке с резинкой вблизи сидящего сокола. Сокол хватает голубя, и его лапы запутываются в тонких петельках. В Прибайкалье арабы отпускают голубя вовсе без веревки. Если сокол с пойманным голубем садится на землю, то взлететь уже не может. Часто голуби улетают в самоловах, и любой поймавший их хищник обречен на гибель (даже орел). Петли им не порвать. Арабы ведут себя нагло, говорят: "Вы нам ничего не сделаете, заплатим по тысяче рублей штрафа, и все".

Сняв самолов, орнитологи оставили мертвого голубя в степи, а самолов решили взять в качестве наглядного пособия для работников службы охраны парка.
Охотники взяты с поличным
Не прошло и пятнадцати минут, как из-за холма навстречу работникам национального парка выехала темно-синяя "Нива". Александр Зайцев среагировал мгновенно — развернул свою машину поперек дороги и перегородил путь. В "Ниве" находились двое мужчин; как вскоре выяснилось, один из них гражданин России Хамшу Ясер Мохаммед, второй — гражданин Сирийской Арабской Республики Алнаими Халед Мухамед. Сотрудники национального парка представились и попросили мужчин выйти из автомобиля. Арабы хорошо понимали, о чем идет речь, один из них неплохо говорил по-русски.
Орнитологам с первого взгляда стало ясно, что эти люди охотятся на соколов. Внутри машины, на передней панели, было разложено полтора десятка готовых к применению самоловов. В любую минуту их можно было быстро снять и надеть на голубей. Еще несколько самоловов хранились в отдельном мешке вместе с клобучками — специальными шапочками с прорезями для клюва для пойманных соколов.

  • Из материалов уголовного дела (свидетельствует Виталий Рябцев): "Эти клобучки арабского типа; как специалист, могу утверждать точно. Изготовить их могли только на Ближнем Востоке. Они довольно сложные в изготовлении. У нас такие не делают. Подобные клобучки были на соколах, задержанных в прошлом году в аэропорту Иркутска".

При дальнейшем досмотре машины работники национального парка обнаружили тонкие шнуры, специальные мешки для упаковки птиц, для спутывания и обездвижения. На заднем сиденье в картонной коробке теснились десять живых голубей. Снятый с убитого голубя самолов был точь-в-точь как те, что находились в машине арабов. Сомнений быть не могло — именно эти люди выпустили только что подстреленного голубя. К тому же в салоне забился под сиденье еще один уже снаряженный голубь, которого ловцы приготовили для запуска в виде приманки.
Вскоре задержанные за незаконную охоту на соколов Хамшу и Алнаими были доставлены в Ольхонский районный отдел внутренних дел, где были оформлены соответствующие документы.
Охота на соколов приняла массовый характер
Начальник Ольхонского отдела охотнадзора Сергей Петров, в чьи должностные обязанности входит борьба с незаконной охотой, неоднократно задерживал ловцов хищных птиц. Хотя сделать это в открытой степи сложно — едва завидев охотинспекторов либо сотрудников милиции, те быстро уезжали прочь. Последний совместный рейд сотрудников охотнадзора и милиции в начале сентября увенчался успехом. В степи были задержаны четыре лица арабской национальности, в том числе и Хамшу Ясер. В салоне его автомашины было обнаружено 13 самоловов и 9 подсадных голубей, еще один голубь в снаряженном состоянии. Вместе с ним находился гражданин Аль Абид Ахмад Аль Ибрахим.
Причем при их задержании охотовед и милиционеры застали Хамшу Ясера в момент, когда он запускал голубя, заметив в небе летящего сокола-балобана. Сокол промахнулся, а Хамша спешно сел в машину и хотел уехать.

  • Из постановления пленума Верховного суда РФ N 14 от 05.11.1998 г.:
    "При рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.
    Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения правил охоты — следует производить по квалифицирующим признакам преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации".

В тот же день в ольхонских степях был задержан Апакла Ахиа, уроженец г. Халеб, САР. В салоне машины также находился голубь в снаряженном состоянии, еще три птицы в ящике, два самолова. Вместе с подельником Аль Наими Омаром уклонялся от задержания.
Все эти лица были подвергнуты обычному административному взысканию — штрафу в размере одной тысячи рублей.
Еще ранее в августе 2001 года задерживались за незаконную охоту на хищных птиц граждане Сирии: Аль Наими Халед, Аль Наими Омар, Раслян Абдулраззак, Фаяд Назем, Ибиль Мохамед Закария, Аль Брахим Халед, Халед Мохамед Мохамед Алдиб, Аль Шаблях Файсаль Аль Хасан, Рахмун Абдуль Сартер.
Смело можно сказать, что этот список можно значительно расширить. Охотой на соколов на территории Ольхонского района занималось несколько групп арабов. По свидетельствам местных чабанов, они часто видели неизвестных людей, которые разъезжали по степи на "Нивах", ловили соколов, паковали их и прятали в камнях. Упакованных птиц забирали из тайников уже их сообщники.

  • Из свидетельских показаний Виталия Рябцева: "В 2001 году я лично с работниками парка дважды задерживал арабов. Они легко уплачивали штрафы (до 2000 рублей) и продолжали охотиться на соколов".

Прибайкальские соколы — самые дорогие в мире
Следует сказать, что с самого начала к расследованию уголовного дела о незаконном промысле соколов подключились сотрудники регионального управления ФСБ. Начиная с 2001 года иркутские чекисты обратили внимание на то, что одни и те же граждане Сирии с определенной периодичностью прибывают в область. Учитывая активизацию исламских террористических группировок, на выходцев из арабских стран российские спецслужбы обращают повышенное внимание. Вели приезжие себя очень скрытно, невнятно поясняли цель своих поездок. Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия показали, что сирийцы занимаются в Прибайкалье незаконным отловом редких хищных птиц.
Иностранные граждане прекрасно осознавали противоправность своей деятельности и были предельно осторожны. На охоту выезжало сразу несколько автомобилей, при этом только один использовался для отлова и перевозки птиц. Основной задачей остальных экипажей являлось наблюдение за районом охоты и немедленное информирование охотников в случае появления опасности. Сирийцы были хорошо экипированы. Для связи использовались спутниковые телефоны. Основные организаторы, как правило, в отлове и транспортировке птиц непосредственного участия не принимали.
Отловленных в Прибайкалье балобанов и кречетов контрабандно переправляют в страны Ближнего Востока, где соколов традиционно используют в ловчей охоте. Сезон охоты на соколов у нас арабы начинают с июля-августа, и длится он до декабря или до Нового года. Сезон соколиной охоты в арабских странах начинается в ноябре и длится по март, так как летом там жарко. Дрессировка дикого сокола опытными специалистами занимает около трех недель. В арабских странах существует традиция по окончании сезона отпускать соколов (в некоторых странах это закон). Но проблема в том, что соколы Прибайкалья не могут вернуться с Ближнего Востока обратно в места обитания за многие тысячи километров и, как правило, погибают там, где их выпускают. К тому же половина контрабандно переправляемых соколов гибнет по пути в неволю.
Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что соколы из Прибайкалья — кречет и балобан — ценятся очень высоко. Именно у нас проходит северная граница ареала их обитания, где они достигают максимальных размеров. А чем больше сокол, тем выше его цена. Стоимость дикого сокола в арабских странах колеблется от двух до многих десятков тысяч долларов (за особые экземпляры). Это самые дорогие птицы в мире.
Вину охотников доказало следствие
Учитывая, что Хамшу и Алнаими занимались незаконной добычей неоднократно, материалы были переданы в прокуратуру Ольхонского района уже на следующий день после задержания. 22 сентября 2003 года прокурор Ольхонского района Анатолий Фарков возбудил уголовное дело по ст. 258 ч. 2 УК РФ ("Незаконная охота").
Принимая во внимание, что отлов редких птиц принял угрожающие масштабы и их численность за последние годы резко сократилась, а также что уголовное дело в расследовании представляет определенную сложность (в частности, что один из подозреваемых являлся гражданином Сирии, руководство прокуратуры Иркутской области приняло решение передать это уголовное дело в следственное управление областной прокуратуры.
Началась кропотливая работа по сбору доказательств вины задержанных. Вскоре выяснилось, что Хамшу Ясер Мухаммед, проживающий в городе Лосино-Петровск Щелковского района Московской области и Алнаими Халед Мухаммед, уроженец города Алипо Сирийской Арабской Республики, прибыли в Иркутск в августе 2003 года, где арендовали жилье и купили через подставное лицо автомобиль марки ВАЗ-21214. Здесь же приобрели подсадных голубей для использования их в качестве приманки. В Иркутске у Алнаими Халеда живет брат Омар, и потому никаких проблем с подготовкой к ловле соколов они не испытывали.
Первые же допросы подозреваемых показали, что вину свою они не признают. Следователю они заявляли, что преступлений не совершали, с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого не согласны. В автомобиле, на котором ехали отдыхать на Байкал, не было никаких сеток, а голубей везли с собой для еды. И что никаких соколов они не ловили, а обнаруженные при них снасти были для поимки все тех же голубей.

  • Из заключения судебно-охотоведческой экспертизы: "Ловить голубей или иных птиц этими снастями невозможно, они приспособлены только для отлова хищных птиц, охотящихся на открытой местности, — соколов: кречета и балабана. Эти птицы схватывают свою добычу лапами в полете, а затем бьют. Сокол-сапсан свою добычу не схватывает, а в начале бьет, чаще всего в шею, и лишь потом подхватывает.
    На территории России отлов соколов в научных целях применяется при помощи стационарных сетей и изъятием птенцов из гнезда. Разрешение на добычу видов, занесенных в Красную книгу, может быть выдано только федеральным Министерством природных ресурсов. Причем выдано специализированным учреждениям, занимающимся изучением хищных птиц и разведением их в неволе. Выдача разрешений частным лицам запрещена".

2 декабря 2003 года Хамшу и Алнаими следователем прокуратуры было предъявлено обвинение в совершении преступления по ст. 258 ч.2 УК РФ, и в отношении их избрана мера пресечения — подписка о невыезде. Однако охотники скрылись, в связи с чем производство по уголовному делу было приостановлено за розыском обвиняемых.
Только 12 ноября 2004 года местонахождение находящегося в федеральном розыске Хамшу Ясера Мохаммеда было установлено и он был задержан. Уголовное дело в отношении его выделено в отдельное производство. Алнаими Халеду Мухамеду удалось скрыться на своей родине. В настоящее время решается вопрос об объявлении его в международный розыск.

  • 24 января 2005 года Ольхонский районный суд Иркутской области рассмотрел уголовное дело по обвинению гражданина Российской Федерации Хамшу Ясера Мохаммеда, уроженца г. Соран Сирийской Арабской Республики, в совершении преступления, предусмотренного ст. 258 ч. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Незаконная охота"). Хамшу признан виновным и приговорен судом к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.