Быть или не быть иркутскому футболу?

На этот раз традиционные январские слухи о закрытии иркутской команды "Звезда" зашли слишком далеко. Срок подачи заявлений на участие в первенстве уже давно прошел, а руководство клуба до сих пор обивает пороги администрации города и области в надежде на помощь. Тем временем игроки подыскивают новые клубы.

Вячеслав Рудаков — один из самых известных иркутских футболистов — приехал из Ростова в 88-м и с тех пор все сезоны, за исключением двух, играл за "Звезду". На его памяти у команды уже были сложные времена, но в закрытие клуба он и по сей день не верит...
— В 2001 году я приехал из Латвии и столкнулся с безденежьем. Денег не было вообще. Зарплату не давали 7 месяцев. Играли из-за патриотизма. Но это тяжело, когда не знаешь, что тебя ждет.
— Какова ситуация с клубом на сегодняшний день?
— Когда сезон закончился, нам сказали: "Команда будет!", но потом все повернулось на 180 градусов. Борис Дмитриевич Серов (директор ФК "Звезда". — Авт.) ходил в городскую администрацию, и ему сказали, что команда областная, а в областной администрации говорят, что городская. Так друг к другу и посылают, а время-то идет. Денег нет даже на то, чтобы заявку подать. Теперь ждем встречи с губернатором — может, там что-то решится.
— А что говорит спорткомитет?
— Спорткомитет не проявляет заинтересованности, ни городу, ни области команда не нужна. Сначала председатель спорткомитета говорит о том, что команду нужно сохранить, и тут же в интервью заявляет: "Да кому нужна эта команда!" Тем временем у нас финансируются такие странные мероприятия, как Зимниада, а на футбол денег нет.
— Но раньше "Звезде" как-то удавалось выживать...
— Три года нас "Иркут" тянул, они делали что могли. Но в прошлом году по бюджету наша команда была вторая с конца. Тренироваться негде было, как беспризорники были, хорошо нас хоть на "Энергис" пустили. В начале сезона на "Труд" народ приходил, потом во втором Иркутске начали играть, а там вообще условия невозможные, поля практически нет. Зато там есть пластиковые сиденья.
— Это говорит о состоянии спорта во всей стране?
— Во всей стране люди вкладывают деньги в спорт, а у нас только все закрывают. В Улан-Удэ "Селенгу" закрыли, братская команда под вопросом, с нами то же самое. В Комсомольске, Благовещенске, Новосибирске — везде есть искусственные газоны, а у нас на "Политехе" только постелили, но кому это надо? Для институтской команды только.
— А как вы в целом оцениваете состояние спорта в Иркутске?
— Как его оценивать... Баскетбол разогнали, в волейболе, насколько мне известно, тоже большие проблемы. Хоккей пока есть, но тоже неизвестно, что будет, если Иркутскэнерго откажется их спонсировать.
— А когда распалась баскетбольная команда, вы предполагали, что такое может быть и со "Звездой"?
— Я даже и не думал об этом. Ведь футбол в Иркутске всегда был. Как может такой город не иметь профессионального футбола? И в меньших городах команды свои есть. Там, конечно, тоже не барствуют, но как-то же сводят концы с концами.
— Но, может быть, дело не только в финансовых проблемах?
— Когда начался весь этот разговор, Борис Дмитриевич сказал на встрече в спорткомитете: "Если вас не устраивает руководство клуба, можете найти новое! Оставьте только футбол!"
— А ваши коллеги из других команд как смотрят на ситуацию со "Звездой"?
— Да они и представить себе не могут, что такое может произойти. Сейчас в восточной зоне второй лиги 10 команд. Иркутск закроется, Братск тоже под вопросом, Новосибирск вышел в первую лигу. Благовещенск, возможно, тоже выйдет. Остается всего шесть команд. Что это будет, неизвестно. А со следующего года первую лигу разделят на две зоны, и если мы не будем играть в этом году, то профессионального футбола в Иркутске не будет как минимум пять лет.
— Что же будет с детским и юношеским футболом?
— Сказали, что выделят деньги на детско-юношеский спорт. Ну, выделят. Пацанам-то что делать, год-два поиграют, и дальше — никуда, команды мастеров-то нет. А когда не к чему стремиться, это и на уровне игры сказывается.
— Чем сейчас занимаются футболисты "Звезды"?
— Тренировок сейчас нет. Кто-то уже на просмотре в других командах, кто-то еще остался здесь. Я думаю, все ребята найдут себе команды.
— Вы уже решили, чем будете заниматься?
— Пока силы есть, надо играть. Уже есть предложения. Вот жду звонка от двух тренеров из разных команд. Поэтому пока сам тренируюсь — кроссы бегаю; попадется любительская команда, в футбол играю. В зале, в мини-футбол, бегаю.
— Но все же, если случится чудо и команда останется, вы предпочтете уехать туда, где положение более стабильное?
— Да уезжать-то не хочется, здесь семья, друзья. Все футболисты готовы вернуться. Кто разъехался, звонят, еще надеются, что, может, одумаются власти. Состав-то с 2002 года подобрался неплохой. Говорят, что три года надо для создания нормальной команды, два мы уже сыграли, в этом сезоне можно было ставить целью и самые высокие места.
— Вы еще верите в то, что "Звезду" не закроют?
— Хочется верить, что останется футбол, в каком виде — не знаю. Главное — не потерять профессиональный статус команды. Может быть, ситуация поменяется в один день. Проснется руководитель какого-нибудь крупного предприятия и скажет: "А давайте футбол поддержим! Вот вам всем деньги!" И будем играть.