Реформы ломают бизнес иркутских врачей

Доктор Лившиц полагает, что после отмены льгот аптекам придется пересматривать свой ассортимент

В Иркутске, как, впрочем, и в других городах России, некоторые врачи активно сотрудничают с аптеками, зарабатывая немалые деньги на доверчивых пациентах. По словам заслуженного врача России Изислава Лившица, монетизация льгот должна изменить ситуацию. Пациенты станут все чаще задумываться, так ли необходимо им именно то лекарство, которое прописал врач.

— Молодые врачи, которые уже воспитаны в рыночной экономике, активно сотрудничают с аптеками, получают от них гонорары за количество отправленных к ним пациентов, — говорит доктор Лившиц. — Поэтому часто врачи, зная о гораздо дешевых аналогах, стараются выписать лекарство подороже. Хороший пример тому антигрибковые препараты, основным действующим веществом которых является флуконазол. Врачи стараются выписывать французский препарат дифлюкан, который стоит больше пятисот рублей, хотя есть его российский аналог, флюкостат, по 150 рублей или венгерский препарат микосист по 280—300 рублей. Сами врачи не могут объяснить, чем дифлюкан лучше остальных препаратов. Единственный его плюс в том, что он сделан во Франции.
Точно такие же примеры можно привести с лекарствами против ангины, насморка и других заболеваний. Так, действующие на одном и том же веществе, ксилометазолине, лекарства от насморка различаются по цене в 10—12 раз. Если отечественный продукт "Риностоп" стоит 5—6 рублей, то швейцарские препараты "Длянос" и отривин больше 60 рублей.
— Несколько лет назад был большой скандал с использованием американского аспирина, — напоминает Изислав Лившиц. — Врачи направо и налево выписывали его. По их мнению, дорогой — значит, хороший. Но как показала проверка, 40 процентов пациентов, лечившихся американским аспирином, получили язву желудка. Не могу со стопроцентной уверенностью утверждать, что витамины Centrum вредны для здоровья, но точно знаю, что существуют отечественные аналоги, которые в 5—6 раз дешевле. Наши же врачи настойчиво советуют пить именно американские витамины.
Изислав Анатольевич утверждает, что представители аптек сами обращаются к врачам с предложением сотрудничать. Обещают хорошее вознаграждение, которое может иногда доходить до 30—40 тысяч в месяц, — все зависит от качества и количества пациентов. Чтобы правильно отслеживать, какой именно доктор выписал рецепт, в компьютерную базу аптек заносят номера кодов, которые на рецептах ставят врачи. Кроме того, у каждого врача есть личная печать.
Монетизация льгот должна изменить ситуацию на аптечном рынке страны, считает доктор Лившиц. Пациенты, лишившись льгот на бесплатные лекарства, теперь будут искать более дешевые отечественные аналоги, вынуждая аптеки пересматривать ассортимент. Впрочем, полагает доктор, для работающих граждан дела с лекарствами вряд ли в ближайшем будущем изменятся. Врачи так и будут выписывать дорогие препараты, зарабатывая тем самым на пациентах большие деньги.