Иркутский художник рисовал "Князя Владимира"

Князя в полнометражном мультике озвучил Сергей Безруков

В начале этого года, то есть буквально через считанные дни, на экраны страны выйдет полнометражный мультфильм "Князь Владимир". Среди аниматоров студии "Солнечный дом" над мультиком работал наш земляк, художник-мультипликатор Максим Ушаков, который на сегодняшний день считается одним из лучших мультипликаторов России.

Мультяшный князь появится уже в январе
Эпос студии "Солнечный дом" "Князь Владимир", без сомнения, станет самым масштабным и многообещающим проектом года в российском кинопрокате. Фильм, который снимает режиссер Юрий Кулаков, рассказывает о тех временах и событиях, в результате которых образовался союз славянских племен под предводительством великого князя Владимира. Бабка Владимира, княгиня Ольга, водила дружины от Киева до Новгорода, отец громил хазар, а Владимиру предстояло более грандиозное деяние — введение на Руси христианства.
Проект "Князь Владимир" решено разделить на две части: он будет состоять из двух самостоятельных полнометражных фильмов — "Выбор" и "Подвиг". Хронометраж каждого — 78 минут. Первая часть мультфильма выходит в начале года на большие экраны страны.
Буквально в последний понедельник минувшего года Максим Ушаков дорисовал и сдал последнюю сцену — один из эпизодов финальной песни. На этом его работа над фильмом закончена, и он уходит в другой полнометражный проект — "Бабка-ежка и другие". А началось все ровно четыре года назад, когда в январе 2000 года, после закрытия иркутской студии мультипликации "Ритаг" из-за финансовых проблем, Максим уехал в Москву, куда его пригласили работать на студию "Кристмас-фильм".
О том, как иркутский художник стал московским аниматором
"Кристмас-фильм" была типичным СП, совместным предприятием, где лучшие российские мультипликаторы рисовали на заказ мультфильмы для разных стран Европы, таких как Англия и Польша. Мультфильмы финансировались странами-заказчицами и потом уходили за границу, никто из отечественных зрителей эти фильмы не видел. Тогда Максим принимал участие в работе над полнометражным фильмом "Мабиноги", который снимал английский режиссер Деррек Хэйес по мотивам уэльского эпоса.
Через полтора года работа над "Мабиногами" заканчивается. Осенью 2001 года Максим покидает "Кристмас-фильм" и с черновым мультипликатом (покадровая съемка мультипликационной сцены на видеокамеру) идет искать новую работу. Приблизительно в это же время специально под проект "Князь Владимир" создается студия "Солнечный дом" (вообще работа над фильмом началась еще осенью 1999 года).
— Режиссер Юрий Кулаков сначала не хотел меня брать, сказал, что нет работы, нет денег. Но потом согласился отсмотреть мультипликат и сразу сказал: "Оставайся, работу мы тебе найдем!" — рассказал Максим. — Я проработал на этом проекте год, потом его заморозили из-за недостаточного финансирования.
В 2002 году Максим успел нарисовать несколько сцен к вышедшему недавно полнометражному российскому мультфильму "Незнайка и Барабас", а также поработать на студии VMP, базирующейся на Союзмультфильме, над 15-минутным мультиком "Бабка-ежка и другие".
В январе 2004 года Максим вернулся во вновь запущенный проект "Князь Владимир" и весь минувший год работал над первой частью мультфильма — его работа над фильмом закончилась 27 декабря. Однако без работы наш земляк, конечно, не останется — его уже пригласили на студию VMP, где он уже работал над мультиком "Бабка-ежка и другие".
Режиссер этого фильма Валерий Угаров, снявший такие известные советские мультфильмы, как "Калиф-аист" и "Музыкальная шкатулка", решил из 15-минутного мультика сделать полнометражный фильм. Максим снова приступает к работе над "Бабкой-ежкой и другими". Кстати, художник-постановщик этого мультфильма — Марина Лескова, также иркутянка и коллега Максима по иркутской мультстудии "Ритаг".
Мультик озвучивали звезды российского кино
Главную роль, князя Владимира, озвучивал Сергей Безруков. Он рассказал, что снять художественную ленту о князе Владимире мечтал режиссер, актер и его друг Валерий Приемыхов — Безруков знал и любил его с детства и не называл иначе как дядей Валерой.
Он также вспоминал, что однажды Приемыхов пообещал ему: когда Безруков достигнет возраста Христа, то обязательно сыграет в его фильме главную роль — князя Владимира. Но не успел сдержать обещание, и теперь Сергей Безруков как бы отдает дань памяти своему другу.
Максиму с Безруковым пообщаться не довелось, хотя в мультстудии они виделись постоянно.
— Когда все аниматоры фотографировались с актерами, которые озвучивали фильм, в том числе и с Безруковым, я ехал в метро, опаздывал на работу, — рассказал Максим, — так что сталкивался с Безруковым я только в дверях мультстудии. Кстати, он работал со своей женой — она озвучивала принцессу Анну.
Гостюхин задумался о роли шашек
Забавная история произошла с другим известным актером — "дальнобойщиком" Владимиром Гостюхиным, который озвучил в "Князе Владимире" одного из отрицательных персонажей. Гостюхин пришел знакомиться с фильмом, зашел к режиссеру Юрию Кулакову, они тяпнули за знакомство немного коньяку, пошли знакомиться с художниками. Это желание высказал сам Гостюхин: "Всегда мечтал посмотреть, кто и как рисует мультики".
А у художников как раз был очередной "день аниматора" — традиция, когда после напряженного рабочего дня накрываются столы, из закромов вытаскивается бутылка хорошего алкогольного напитка, и все немножко выпивают, закусывают и ведут разговоры за жизнь и искусство. Вот на такое мероприятие и попал Гостюхин. Между делом в общем разговоре вспомнился популярный мультик советских времен про Гулливера — где песенка со словами: "Моя лилипуточка, приди ко мне, побудем минуточку наедине".
И Максим рассказал, что автором сценария был писатель Кржижановский, которого не печатали и даже не указали в титрах фильма. И добавил, что писатель был очень интересный, по стилю напоминал Кафку. Гостюхин посмурнел лицом и мрачно сказал:
— Не хорошее сравнение, плохое...
— Почему? — удивился Максим, и Гостюхин поведал, что во времена его учебы в институте, когда они проходили Кафку, Владимир не мог прочитать больше трех страниц, потому что на третьей странице он всегда засыпал. И решительно вынес писателю приговор:
— Это не искусство, это шахматы какие-то...
Потом вдруг задумался и с сомнением произнес:
— Хотя шахматы — это все-таки искусство...
Потом снова задумался уже о чем-то своем и вдруг решительно закончил фразу:
— И шашки!