Иркутянин мог стать министром обороны

В 1995 году памятник Афанасию Белобородову занял, наконец, свое место возле Вечного огня

Генерал армии Афанасий Павлантьевич Белобородов прошел путь от безызвестного паренька с берегов Иркута до полководца, поочередно командуя стрелковой дивизией, армейским корпусом и армией. Вторую звезду Героя Советского Союза он получил в 1945 году за личное мужество, проявленное при взятии Кенигсберга. Тогда же был издан и указ Верховного Совета об установке на малой родине бюста полководца.

Удивительно, но факт: до середины пятидесятых годов в Иркутской области о прославленном герое Великой Отечественной войны Афанасии Белобородове никто конкретно ничего не знал. Когда в августе 1950 года в Иркутск пришло указание о сооружении ему бюста, как дважды Герою Советского Союза, то облисполком обратился в Верховный Совет с просьбой установить его адрес.
Партийных функционеров понять можно: с тех пор как Белобородов ушел в 1923 году в пехотную школу, он больше ни разу не приезжал на свою малую родину. Только в 1955 году он появился в Иркутске в должности командующего войсками одного из военных округов.
Естественно, что до этого момента в Иркутске его никто и не знал. Поэтому на торжественном открытии бюста Белобородова в июле 1953 года председатель горисполкома не смог привести никаких данных из биографии героя, ограничившись только тем фактом, что он родом из села Баклаши.
Первая статья с более-менее подробной биографией нашего земляка, которая называлась "Генерал-полковник Белобородов", была опубликована в "Восточно-Сибирской правде" только в июле 1958 года. Из нее жители области узнали о жизни и деятельности героя. А в сентябре 1959 года Афанасий Павлантьевич наконец-то решил очередной отпуск посвятить поездке в Иркутск и первым делом направился в родные Баклаши.
В школе, где учился будущий генерал, состоялась торжественная линейка. Белобородов, естественно, съездил на Байкал. Здесь произошел незапланированный обед. Когда машины приблизились к озеру, сюда же причалило рыболовецкое судно. Рыбаки, узнав, что приехал генерал, решили угостить его ухой. Быстро разложив костер, они сварили уху из хариуса. Генерал, побывавший в разных странах, после обеда заявил, что такой вкуснятины он еще не пробовал.
Мало кто знает, что нашего земляка пророчили на должность министра обороны СССР, и в 1966 он уже получил официальное приглашение на беседу с секретарем ЦК КПСС, курировавшим оборону, но здесь случилась нелепая, на первый взгляд, катастрофа. 23 октября 1966 года автомашина генерала, возвращавшегося из Таманской дивизии, налетела на асфальтовый каток, и Белобородов получил тяжелейшие травмы. Более 18 операций различной тяжести перенес генерал, и мало кто верил, что он выживет. Об этом красноречиво говорит тот факт, что назначенный министром обороны маршал Гречко, сказав: "Этот уже не жилец", вычеркнул Белобородова из списка представленных к очередной награде.
Когда к 30-летию Победы в Иркутске сооружался мемориал в память погибших на фронте, тогдашний председатель горисполкома Федор Салацкий решил узнать у генерала, как он отнесется к переносу его бюста с площади Труда, у цирка, на аллею Славы у мемориала Вечного огня. Тогда больной генерал ответил: "Пусть делают как задумали, мне все равно". Чуть позже он все же попытался узнать, как отнесутся власти к его захоронению в Иркутске после смерти. Но потом, как известно, эта идея отпала и появилась другая, которая и была осуществлена после смерти генерала 1 сентября 1990 года. Афанасия Павлантьевича Белобородова, в соответствии с его завещанием, похоронили на 41-м километре Волоколамского шоссе, в братской могиле вместе с воинами его 9-й гвардейской дивизии, погибшими в боях под Москвой.
В 1995 году, в преддверии празднования 50-летия со Дня Победы, по решению городской думы бюст Афанасия Белобородова все же был перенесен на новое место, на аллею Славы у мемориала Вечного огня, где он находится и поныне.