Три жертвы пожара так и остались неопознанными

В 1995 году полностью сгорело левое крыло гостиницы "Сибирь"

13 марта 1995 года иркутская пресса назвала черным понедельником. Злополучным утром иркутяне, спешащие на работу, с тревогой наблюдали видимый издалека столб черного дыма, поднимавшийся над самым центром города. Горела гостиница "Сибирь".

Рассказывает бывший директор гостиницы, в настоящее время руководитель делового центра "Сибирь" (уже не имеющего к этому зданию никакого отношения) Елена Зубилова:
— Я была очевидцем этой трагедии... До сих пор не могу о ней вспоминать без боли в сердце. Утром, где-то двадцать минут четвертого, меня разбудил звонок дежурного администратора: "Горим!" Я живу в центре города, на месте была уже через десять минут. Было два очага пожара — на втором и четвертом этажах (это обстоятельство лишний раз подтверждает версию о поджоге, но официально ее так и не озвучили. — Прим. авт.). Эвакуация людей была организована, и, на первый взгляд, ничего не предвещало беды. Я даже прошла в свой кабинет, забрала ценную документацию. Но потом ситуация резко изменилась. И очень горько осознавать, насколько мы иногда бываем не подготовлены к трагедии. Пожарных машин было много, но пришли они с опозданием — как оказалось, накануне они были отправлены на учения в район Большой Речки, и когда разыгрался этот пожар, всем экипажам не хватило бензина на выезд. Драгоценное время было упущено, пошел доступ кислорода, и огонь начал быстро распространяться по деревянным перекрытиям.
Правое крыло строения пожарным удалось отстоять, от левого же практически ничего не осталось. К огромному сожалению, не обошлось без жертв. Люди спасались как могли. Кто-то выпрыгивал из окна, другие связывали шторы и спускались по ним. Но 12 человек погибли.
— Практически все они отравились угарным газом, — продолжает Елена Алексеевна. — Личности троих погибших так и не установили. Невостребованные тела нужно было отправить в Новосибирск для дорогостоящей экспертизы. У гостиницы таких средств на тот момент не было, а больше и желающих не нашлось.
Сразу после трагедии началась реконструкция оставшейся части здания под деловой центр.
— Размещать там гостиницу нам запретили, — рассказывает Елена Зубилова. — Менее чем через полгода тем же коллективом мы смогли подняться из руин. Наладили работу делового центра, собирались восстанавливать уничтоженное крыло, но в 1998 году с этим зданием нам пришлось расстаться. При каких обстоятельствах сменился собственник, говорить сейчас нецелесообразно. Главное то, что почти десять лет спустя на месте, где по-хорошему должен стоять современный отель, размещается автомобильная стоянка.
Как сообщил главный специалист Центра сохранения историко-культурного наследия Иркутской области Александр Прокудин, здание бывшей гостиницы "Сибирь" (вернее, то, что осталось после пожара) продолжает оставаться памятником архитектуры:
— В стиле советского конструктивизма в Иркутске кроме "Сибири" было построено всего три здания. Это достаточно редкая и поэтому ценная для нашего города архитектура. Гостиницу построили в 1933 году, позднее архитекторы перешли к теме культурного наследия. После пожара единогласно было принято решение о восстановлении уничтоженной части строения. Технически это, конечно, было возможно (планировалось использовать при строительстве современные материалы), но, насколько я знаю, все упиралось в финансовую сторону вопроса.