Молодоженам читали лекции по гинекологии в стихах

В 1965 году открылся Дом бракосочетания, просуществовавший до прошлого года

Миссию организации Дом бракосочетания в центре Восточной Сибири взял на себя ярый поборник за становление иркутской культурной базы Николай Салацкий, председатель горисполкома. До 1965 года браки регистрировались в загсах, расположенных в разных районах Иркутска. Регистрация проходила слишком сухо, без свойственной для подобных случаев праздничности.

Временный "дом счастья" продержался 40 лет
В отреставрированном доме на улице Карла Маркса, принадлежавшем некогда богатой купчихе Христине Колыгиной, решено было открыть Дом бракосочетания. К зданию пристроили галерею, ведущую в небольшое уютное кафе, где новоиспеченная семья могла отпраздновать свою свадьбу.
Планировалось, что это временное помещение, поэтому до 1994 году его называли Домом бракосочетания, а не Дворцом. Однако временный храм Гименея просуществовал 40 лет.
В свадьбах участвовали политики и артисты
— Начинать приходилось с абсолютного нуля, — говорит Елена Максимова, заместитель директора бывшего Дома бракосочетания. — Собственными силами мы разрабатывали ритуал, который включал официальную часть, объявление закона, русские народные элементы. Обязательным было присутствие на свадьбе государственного человека — председателя исполкома или депутата. Элемент красоты и необычности вносило в ритуал участие известных иркутских артистов.
Огромной популярностью в шестидесятые-семидесятые годы пользовались помолвки. Помолвки в те времена проводились в скромной семейной обстановке, присутствовали только самые близкие: жених с невестой, родители и свидетели. За столом все пили чай. Помолвка, как и подача заявления, играла очень большую роль. Именно в эти мгновения зарождалась ответственность друг за друга.
Клуб молодой семьи
На базе Дома бракосочетания с самого его основания функционировал Клуб молодой семьи. Все собрания клуба проходили с аншлагом. Никто не принуждал вступать в в него насильно, молодежь шла добровольно. Молодые семьи учились вести домашнее хозяйство. Каждый раз с лекциями выступали сексопатологи и гинекологи. Особой популярностью пользовались лекции о гинекологии в стихах прекрасного врача-гинеколога Юлии Ивановны Порфинович. Что и говорить, в те времена молодежь была менее искушена в подобных вопросах.
В прошлом Дом бракосочетания всегда работал в усиленном режиме. Ежегодно до пяти тысяч пар связывали свои судьбы. В настоящее время в Иркутске регистрируется около 2 тысяч браков.
Безалкогольные свадьбы
30 октября 1965 года в Доме бракосочетания зарегистрировалась первая пара Александр и Любовь Казаковы. Молодоженам вручили ключи от квартиры. Тогда рабочим семьям отдавались все привилегии.
Регистрация для всех граждан проводилась в равных условиях, ни у кого не было особенных привилегий. Лишь когда регистрировались иностранцы или какие-то важные личности, работники дома стелили красную дорожку.
— У нас нередко регистрировались иностранцы, — рассказывает Елена Петровна, — например японцы из города-побратима Канадзавы.
Женихи-рецидивисты и соперницы с соляной кислотой
За многолетнюю историю Дом бракосочетания был свидетелем многих удивительных историй. Например, когда некая пара пришла подавать заявление, невеста не хотела брать фамилию мужа, более того — не хотела оставлять свою, а мечтала обрести знаменитую фамилию Верди. Жених был против, молодые долго спорили и, не найдя компромисса, ушли, так не подав заявление. Больше они не возвращались.
Некоторые истории — словно живые сюжеты для детектива. Один молодой человек долгое время дружил с одной девушкой, а жениться решил совсем на другой. Накануне работников Дома бракосочетания предупредили, что брошенная девушка придет отомстить разлучнице. И действительно, в день свадьбы у входа в Дом бракосочетания заметили девушку с безумно блуждающими глазами. В руках она держала банку с соляной кислотой.
— Однажды на одной из свадеб, — вспоминает Елена Михайловна, — в нашем дворе дежурила милиция. Они попросили нас задержать гостей и в то же время дать жениху беспрепятственно выйти во двор. Сразу после регистрации на него надели наручники и отправили в отделение милиции. Он оказался опасным преступником-рецидивистом, который находился в розыске.