Супермаркеты и продуктовые павильоны захватили Иркутск

Количество торговых точек в отдельных районах города уже превысило все разумные пределы

В 2005 году на иркутском потребительском рынке ожидаются большие перемены. Место гастронома N 1, известного иркутянам с довоенных времен, займет супермаркет "Слата". А сам гастроном сохранится в небольшом помещении бывшего хлебного магазина, расположенного рядом.
Супермаркет "Цезарь", что напротив гастронома, скорее всего, закроется, и на этом месте будет ресторан. Знакомый иркутянам с незапамятных времен магазин "Птица", расположенный на углу улиц Горького и Сухэ-Батора, превратится в ресторан японской кухни. Еще один ресторан откроется на месте казино "Старый век" (угол Ленина и Карла Маркса).

Супермаркеты давят мелких предпринимателей
В Иркутске сейчас насчитывается 29 супермаркетов, большинство продуктовые. Четыре супермаркета носят величественное название "Цезарь", еще два именуются "O Key", плюс к этому супермаркет "Копейка" и строймаркет "Дока" — все эти предприятия имеют отношение к одному владельцу.
Вторая крупная часть супермаркетов и оптово-розничных магазинов Иркутска именуется Cash&Carry. В настоящее время в городе насчитывается пять таких предприятий ООО "Амик".
Эту крупную сеть уже догоняет ООО "Лидер" со своими супермаркетами "Слата". Пока в городе насчитывается четыре магазина "Слата", но скоро будет пять.
Есть на иркутском рынке сети помельче — четыре "Багиры" (Сибатом), два "Вулкана" (ООО "Вулкан") и еще пара-тройка одиночек.
Представители розничной торговли заявляют, что разветвленные сети супермаркетов уже лишили их всех доходов. У некоторых магазинов-одиночек торговый оборот упал на 50—60 процентов.
Крупный бизнес малому не товарищ
Владелец гастронома N 1 заметил, что никогда не сдал бы свое помещение в аренду "Слате", но приходится — сети давят. Крупный бизнес малому не товарищ — такова тенденция нашего времени.
Однако Николай Блинков, начальник отдела координации деятельности предприятий торговли и перерабатывающей промышленности комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска, с такой позицией в корне не согласен.
По словам Блинкова, в супермаркетах не такие уж низкие цены, чтобы отбивать покупателей у обычных магазинов. К тому же жалоб от представителей малого бизнеса не поступало, слезы льют владельцы супермаркетов — требуют убрать от них торговые павильоны в Иркутске.
Комитет по потребительскому рынку, конечно, не имеет никакого права препятствовать здоровой конкуренции, но, с другой стороны, он должен планировать расположение торговых точек. Таким образом, количество павильонов и киосков все-таки будет сокращаться.
Блинков заверяет, что число киосков и павильонов в Иркутске уже просто зашкаливает — превышение торговых площадей на тысячу жителей Иркутска составляет от 200 до 300 процентов. Поэтому там, где плотность торговых точек слишком высока, ее нужно снижать.
— Мы не закрываем, а прекращаем договорные отношения по аренде земельного участка, — говорит Николай Николаевич. — Пусть приобретают капитальные строения — так будет лучше для всех. Для покупателя не важно, что и кому принадлежит. Для него главное — право выбора и чтобы цены соответствовали качеству.
А супермаркеты, по словам Блинкова, будут продолжать успешно работать на потребительском рынке Иркутска.
— Если один из них начнет задыхаться, он закроется, — уверен Николай Николаевич. — Но свято место пусто не бывает — нишу займут другие предприниматели. Мы уже забыли те времена, когда не хватало то спичек, то соли, то рыбы. Этого нет и не будет, пока существует свободный рынок.