"Чтобы понять ЕГЭ, нужно его попробовать"

Газета "СМ Номер один" провела прямую линию с Натальей Петровной Малявкиной, председателем Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области

Основной темой разговора с читателями стал эксперимент по единому государственному экзамену. Эксперимент по внедрению ЕГЭ идет в стране уже четвертый год, и сейчас для него настал своего рода переломный момент — в начале 2005 года должен выйти проект решения Правительства РФ по итогам эксперимента. Однако за время его существования специалисты так и не пришли к единому мнению по поводу его дальнейшего будущего. В этом учебном году, по данным Министерства образования РФ, выпускные экзамены в форме ЕГЭ сдают почти 900 тысяч школьников из 65 регионов. Это 75 процентов от их общего числа, тогда как в 2001 году проект дебютировал всего в пяти регионах.

— Наталья Петровна, а как вы лично относитесь к ЕГЭ? Для вас это лишняя морока или все же реформа, которая стала необходимой в условиях современного существования образования?
— Как вы знаете, сегодня в обществе нет единого мнения по этому вопросу. Дело, конечно, не в мороке. Естественно, подготовка к ЕГЭ требует дополнительных усилий, как и любое другое нововведение. Единый государственный экзамен, который проводится с использованием компьютерной техники, новейших технологий учебного образовательного процесса, — это, несомненно, шаг вперед. ЕГЭ дает возможность сэкономить выпускникам на дороге, если они решили поступать в какой-то иногородний вуз. Ребята могут подать документы сразу в несколько вузов, шансы поступления соответственно в несколько раз увеличиваются.
Я была на коллегии Министерства образования по подведению итогов проведения ЕГЭ 2004 года, и меня удивил сам ход обсуждения. Если в прошлом году при обсуждении итогов ЕГЭ 2002 года выступало много оппонентов из самого Минобразования, то в этом году из 12 представителей субъектов Федерации никто категорически против ЕГЭ не высказался. Причем выступали представители субъектов, которые уже несколько раз участвуют в эксперименте. Еще интересный факт. В прошлом году многие московские вузы на момент начала обучения оказались не заполненными, так как абитуриенты из территорий, поступившие по итогам единого экзамена, не приехали учиться. По разным причинам. Это говорит о том, что шанс для поступления есть. В этом также заключается положительная сторона ЕГЭ. Вообще, суть ЕГЭ в том, чтобы сразу после окончания школы ребенок мог автоматически поступить в вуз.
— Меня зовут Игорь. Я учусь в лицее города Усть-Кута. Могу ли я сдавать ЕГЭ?
— К сожалению, пока нет. По инициативе Главного управления образования в прошлом году проводился ЕГЭ в трех территориях области, в частности в Иркутске, — в том варианте, в котором он должен быть в идеале. Кроме того, некоторые вузы, к примеру лингвистический и педагогический университеты, брали к себе ребят на некоторые специальности именно по итогам этого экзамена. В 2005 году экзамен будет проводиться в 31 территории области. Семь районов пока участвовать не будут по одной простой причине — они очень удалены от областного центра, им может не хватить времени на подготовку. Это Усть-Кутский, Мамско-Чуйский, Киренский, Катангский, Казаченско-Ленский, Бодайбинский и Нижнеилимский. В следующем учебном году, полагаю, эти территории также примут участие в эксперименте.
— Хотелось бы узнать детали проведения ЕГЭ в Иркутске. Мой сын в этом году заканчивает школу, и, как нам сообщил директор, ученики школы будут сдавать ЕГЭ. Но как именно это будет происходить и что потом с результатами ЕГЭ делать, не объяснил.
— В ближайшее время в городе Иркутске начнется очень серьезная разъяснительная работа с детьми и родителями по поводу ЕГЭ. Экзамен предполагается по русскому языку, математике и физике. Впрочем, если физика для поступления в вуз не нужна, ее можно заменить на другой предмет. Ребята-гуманитарии, скорее всего, выберут историю или литературу. Но тогда этот предмет в ЕГЭ уже не войдет, и при поступлении в вуз его придется сдавать снова.
— Почему третьим предметом в рамках ЕГЭ выбрана именно физика? Ее выбрали в Минобразовании?
— Каждый регион сам выбирает третий предмет. Мы выбрали физику, потому что один из самых наших популярных вузов — технический университет. Туда стремятся поступить большинство ребят Иркутской области. И вообще, технические вузы у нас самые популярные. В этих вузах необходимо сдавать физику.
— Ну, а если все же мой ребенок не наберет нужное количество баллов, тогда он не поступит в вуз?
— Если он не наберет нужное количество баллов для поступления в вуз, то он не поступит. Но если он получит двойку по одному из предметов, то ему добавят еще один балл и поставят тройку. Также он может попробовать подобрать себе другой вуз, где баллов требуется меньше. В прошлом году таких ребят по России было около 30 процентов. У нас в прошлом году двоек пока не было вообще. Поэтому я считаю, что эксперимент прошлого года прошел в Иркутской области вполне успешно. Все выпускники экзамен сдали. Их результаты практически не отличались от результатов, которые были у них на конец года.
— Правда ли, что прежде чем ребенок будет допущен к ЕГЭ, он должен принести заявление от родителей, разрешающее ему участвовать в эксперименте? И сколько ребят в этом году согласны на это?
— Не совсем так. Заявление должен написать сам выпускник и от своего имени. Мы сегодня не стараемся форсировать этот вопрос. Прежде чем получить заявление с выпускника, необходимо провести серьезнейшую разъяснительную работу для детей и родителей, чтобы сформировать правильное отношение, правильное понимание этого вопроса. Ученики должны сделать выбор до 1 апреля. Но поскольку впервые так широкомасштабно мы участвуем в проведении ЕГЭ, мы полагаем, что за февраль эти вопросы решим. Предполагается, что ЕГЭ будут сдавать порядка 14 тыс. учащихся Иркутской области.
— Я мама выпускника 2005 года. Сын планирует поступать в Иркутский государственный университет, но, как мы слышали, ИГУ нет в списке вузов, принимающих результаты ЕГЭ.
— Дело в том, что есть уже решение о включении нас в эксперимент, мы имеем принципиальное согласие от всех вузов области, кроме трех. Мы ждем официального письма или приказа из Москвы, тогда и оставшимся трем вузам придется принять результаты ЕГЭ. На самом деле сегодня Минобразования имеет рычаги, которые подвинут вузы на принятие ЕГЭ.
— Как вы относитесь к тому, что на сайтах в Интернете появились предложения о продаже тестов для ЕГЭ?
— Надо иметь в виду, что это тесты прошлых лет. Это не те тесты, которые будут использоваться для ЕГЭ 2005 года. Это то же самое, что экзаменационные решебники по математике, физике и т.д. К этому надо относиться осторожнее. Я знаю, что зачастую в решениях, предлагаемых на рынке, масса ошибок и пользы от этого очень мало. Решебниками может пользоваться только думающий ученик, имеющий определенные знания: решил, потом проверил себя по ответам. Их можно использовать только для тренировки.