Новая профессия. Неизвестная, но очень модная

Еще несколько лет назад в одном из иркутских вузов появилась новая, мало известная среди основной массы поступающих выпускников специальность ? PR. Что это за профессия, толком не знали ни родители, ни абитуриенты. А когда будущие абитуриенты заполняли анкеты для поступающих, то в графе "Специальность" некоторые даже переставляли местами буквы — RP... И только особо продвинутые (знающие английский язык) абитуриенты смогли расшифровать аббревиатуру PR (Public Relation) правильно: cвязи с общественностью.

— Мои родители до сих пор толком не понимают, кем же я буду, — рассказывает Настя, студентка ИГУ, — несмотря на то, что учусь уже четвертый год.
Поступила девушка на новую специальность совершенно случайно: просто понравилось название. Когда же Настя сдала вступительные экзамены и приехала в свой родной Новониколаевск, то одноклассники и знакомые завалили ее вопросами о будущей профессии. Тогда еще новоиспеченная студентка-пиарщица и сама не могла многого рассказать о своей профессии, отшучивалась только, что теперь она самая модная.
Тем не менее в процессе обучения студенты-пиарщики не только узнали, что же обозначают эти две загадочные буквы, но и узнали на практике, чем занимаются специалисты по пиару. Вообще-то со студенческой практикой сначала были некоторые проблемы: как таковых PR-агентств у нас в Иркутске практически нет, но специалист-пиарщик необходим в СМИ, рекламном агентстве, на различных предприятиях и фирмах. Пиарщики могут заниматься формированием имиджа политических партий и общественных организаций, каких в Иркутске, да и в других городах области довольно много.
А два года назад студенты ИГУ создали свое собственное PR-агентство, где и стали проходить практику и получать первоначальные навыки. Организовывали различные мероприятия, участвовали в конференциях, причем сами учились правильно организовывать эти конференции, вплоть до составления прайс-релизов. Сейчас в этом агентстве 10 студентов, каждый из них занимает свою должность — все как в настоящем агентстве: исполнительный директор, маркетолог, финансист, креативный отдел, отдел менеджмента.
Как любое начинающее агентство, студенческое столкнулось с проблемой: в первое время практически не было заказов, к тому же молодых специалистов всерьез не воспринимали. Поэтому первое время все заказы поступали от самого университета. Уже со временем, когда студенты начали отправлять рассылки предполагаемым клиентам и выпускать буклеты, к ним уже стали обращаться с настоящими заказами. Правда, они в основном были малозатратные — например, написать рекламную статью. Поэтому и гонорары получаются не большими, но и они не идут на зарплату студентам. Работают они совершенно бескорыстно, а гонорары идут на развитие PR-агентства.
Как и все студенты, получающие высшее образование, иркутские пиарщики учатся пять лет (если это, конечно, не ускоренное обучение). Можно сказать, что направление в их образовании очень близко к филологическому. Даже основное количество дисциплин, которые изучают студенты, филологические. Это отечественная и зарубежная литература, мифология, психолингвистика, социолингвистика.
Как известно, пиарщик — нечто среднее между журналистом и рекламщиком, отсюда и такие дисциплины, как правовые основы, реклама, основы ТВ и радио. Много приходится студентам потрудиться, обучаясь правильному написанию текстов, потому что любой пиарщик должен быть также хорошим журналистом, ведь в своей работе ему часто приходится писать рекламные тексты.
Что действительно нового узнают студенты, так это дисциплины непосредственно по своей специальности. Например, изучают пиар-этику, о существовании которой раньше и не предполагали.
Учебников или какой-то научно-популярной литературы как таковых в библиотеке практически не найдешь, поэтому, рассказывают сами студенты, им приходится постоянно пользоваться Интернетом.