Китайцы пошли в баню

Администрация Иркутска не захотела взять на свой баланс бани авиазавода

В Иркутске II осталась только одна общественная баня. Расположена она на улице Крымской, у черта на куличках. В народе это помывочное заведение именуется "мочалкой". В другой бане, что на улице Авиастроителей, уже почти год как живут китайцы. Говорят, что летом они съели в округе все одуванчики, причем вместе с корнями.

Русским вход воспрещен
На здании по улице Авиастроителей, 24, нет никакой вывески. Что скрывается за вечно закрытой дверью, несведущему человеку определить трудно. И только пакеты и сетки с продуктами, свисающие с замерзших окон, да спутниковые тарелки на крыше могут навести на мысль о том, что в бывшей бане живут люди.
Все эти люди приехали в Иркутск из Китая. Большинство работают на рынке "Шанхай". Чтобы добраться с баулами до центра города из Иркутска II, китайцы заказывают такси или даже автобус.
На свою банно-прачечную жизнь уроженцы Поднебесной не жалуются. Говорят, условия нормальные — в комнатах живут по два-три человека. Есть семьи с детьми. Дверь в общежитие гостиничного типа всегда закрыта. Если кто постучит, вахтер смотрит: русский или китаец. Китайцев пропускает без проблем, а русских только по делу.
Бывшее помещение бани уже переделано до неузнаваемости — обычное общежитие коридорного типа. О помывочном пункте напоминает только окно кассы, расположенное в фойе, да влажный воздух.
Внутренние работы еще не завершены. На первом этаже, за рядом комнат с выставленными наружу мусорными ведрами, следует огромное пустое помещение, оборудованное бетономешалкой и заваленное стройматериалами.
Весь световой день китайцы на работе. В гостинице тишина, и только одна китаянка, ни слова не говорящая по-русски, с усердием трет белье о стиральную доску, установленную в большом пластмассовом красном тазу.
Вахтер говорит, что душ в гостинице имеется, но открывается и закрывается он в определенное время. Туалет пока есть только на втором этаже, но по окончании ремонта будет и на первом. Сколько стоит такое проживание, китайцы скрывают.
Жители окрестных домов на китайцев не жалуются — те ведут себя тихо. А продавец расположенного рядом павильона вообще только рада такому соседству — хорошую выручку приносят. Тем не менее многие старожилы Иркутска II недовольны таким положением дел, и это недовольство связано с тем, что вторая баня расположена слишком далеко — старикам туда добираться тяжело. Получается, что пожилые люди, которые живут в частном секторе и не имеют собственных бань, вообще лишены возможности помыться.
Самолеты и бани — вещи несовместимые
Александр Чичиков, административный директор Иркутского авиазавода, рассказал "СМ Номер один", что обе бани поселка авиастроителей сейчас находятся в руках одного частного предпринимателя. Баня на Крымской была продана ему на условиях сохранения специфики этого заведения. А баня на Авиастроителей сдана в аренду с возможностью выкупа.
— Предприятие, которое занимается самолетостроением, не должно содержать бани — это абсурд, — замечает Александр Константинович. — Мы хотели передать их городу, но город не взял. Пришлось пристраивать, причем именно с тем условием, чтобы хотя бы в одной бане оставались общественные моечные отделения.
По словам Чичикова, отремонтировать баню на Авиастроителей было нереально. Паропровод, который шел с авиазавода, прогнил. На восстановление требовались огромные средства. Поэтому сейчас в бывшей бане располагается гостиница. Все постояльцы — уроженцы Поднебесной.
— Многим, конечно, не нравится, что в бане живут китайцы, — говорит Чичиков. — И мы даже написали арендатору предупреждение с пожеланиями использовать здание в других целях. Но дело в том, что никаких жалоб и замечаний от жителей Иркутска II в милицию не поступало. В гостинице никто не дебоширит, не нарушает общественный покой. Постояльцы ведут себя спокойно, никому не мешают, поэтому причин для выселения просто нет.
Сорок рублей — и мама не горюй
Индивидуальный предприниматель Владимир Ильин, получивший от авиазавода две бани, рассказал, как труден и тернист путь в банный бизнес.
— В баню на Крымской мы столько денег вложили — мама не горюй, — вздыхает Владимир Артемович. — Отремонтировали полностью — чистота, порядок. Авиазавод нам пар отключил, поставили водонагреватели. Прибыли даже не видели, из долгов вылезти не можем. А баня общественная — по сорок рублей с человека, и время не ограничено — мойся хоть целый день, если совесть позволяет.
С бывшей баней по улице Авиастроителей Ильин вообще настрадался.
— Эта баня была построена в 1937 году. Там не только паропровод прогнил, там вся гидроизоляция была нарушена. Грибок четыре раза пытались вытравить — бесполезно. Штукатурку всю снимали до бетона. Потом оказалось, что нужно все полы вскрывать. В общем, дешевле было новую баню построить, чем эту реконструировать, вот и сделали общежитие гостиничного типа комнат на 30. Теперь у нас другая проблема: паспортно-визовая служба, милиция, ОМОН, патрульно-постовая служба — все друг за другом ходят. Жильцы наши зарегистрированы, прописаны, а они проверяют и проверяют. Никакой жизни нет.
В будущем Владимир Артемович подумывает открыть на первом этаже бывшей бани что-то вроде салона красоты, и не только для китайцев, а для всех жителей Иркутска II.