Бывшие бизнесмены идут в таксисты

Они считают, что работа водителя намного спокойнее и безопаснее

По словам сотрудников одной из иркутских фирм, занимающейся частным извозом, лишь десять процентов водителей работают таксистами, потому что это им нравится. Остальные садятся за баранку по необходимости: либо это студенты, которые берут машину у родителей, чтобы немного подзаработать, либо те, у кого отпуск, а деньги нужны. Однако большая часть таксистов — это разорившиеся коммерсанты, у которых от бизнеса осталась только дорогая иномарка и несколько тысяч на приобретение антенны и рации.

"Я зарабатывал в день в два раза больше, чем сейчас за месяц"
Иван Викторович бывший бизнесмен. Он торговал овощами и фруктами, и до недавнего времени его дело процветало. "За день я мог заработать в два раза больше, чем сейчас за месяц", — говорит он. — Как-то я отправил из Китая мехсекцию китайских помидоров. За температурный режим в вагонах никто не отвечал, и получилось так, что товар пришел замороженный. Представляете — сто двадцать тонн замороженных помидоров? В тонне тысяча килограммов, а килограмм овощей зимой, пусть даже китайских, стоит недешево...
Иван Викторович разорился полностью и еще остался должен почти всем своим кредиторам, а из преуспевающего бизнесмена превратился в простого таксиста.
— Конечно, хочется выползти из этого болота, начать опять свое дело. Но, к сожалению, времена уже не те, да и силы тоже...
Лучше быть таксистом, чем дрожать за свою жизнь
Рамиль в 1998 году открыл бутик элитной одежды. Дело пошло на удивление быстро, а главное прибыльно. В 2000 году у молодого бизнесмена было уже пять бутиков элитной одежды, в 2002-м — восемь.
— Хорошие были времена. Тогда я ни в чем себе не отказывал. Питался только в самых дорогих ресторанах, ел самую дорогую еду, пил самые дорогие вина, покупал только самую дорогую одежду и ездил исключительно на самые дорогие курорты в разные страны. Побывал даже на Майорке и лично видел короля Испании. И машина у меня была крутая, все завидовали. Не то, что сейчас. А три года назад у меня сгорел склад с одеждой. Причем я даже знаю почему, только вам не скажу. Одно могу сказать: наших в последнее время либо режут, либо убивают (по национальности Рамиль азербайджанец), так что я лучше буду таксистом, чем стану каждый день дрожать от страха за свою жизнь.
Пойду в программисты на оклад!
В 20 лет Владимир пригнал из Владивостока свою первую "Короллу". После этой машины были еще и еще... Подобный бизнес продолжался несколько лет. Дело, можно сказать, шло идеально.
— У меня был частный деревянный дом со встроенным гаражом на две машины. И однажды мне его спалили "благожелатели" вместе со всем имуществом. Вот и работаю с тех пор таксистом на той же самой машине, на которой тогда ездил. Живу до сих пор на родительской даче, а в бизнес идти больше не хочу. Сейчас кто более-менее хорошо зарабатывает, должен с кем-то делиться, все время чего-то опасаться. Быть простым таксистом намного спокойнее. Правда, таксистом долго работать не собираюсь, я же еще и программист по специальности. Попытаюсь со временем устроиться в какую-нибудь солидную фирму на оклад.
Экс-коммерсанты не спешат возвращаться в бизнес
Таксист получает, в принципе, неплохо — от 1500 до 5000 рублей за смену, как повезет. Хотя везение далеко не главный фактор. Сумма выручки также зависит от отношений с диспетчером, исправности и чистоты машины, знания города и даже от марки автомобиля. Например, водителя с российским автомобилем не возьмет ни одна уважающая себя служба такси, которая беспокоится о статусе своей фирмы.
У бывших бизнесменов, как правило, хорошие машины представительского класса. Естественно, что VIP-заказы, а соответственно повышенный заработок, им обеспечен. Поэтому многие экс-коммерсанты не спешат восстанавливать свой бизнес. Исстрадавшись на ниве рыночной экономики, они готовы возить своих недавних коллег по бизнес-сообществу в обмен на спокойствие и безопасность.
Есть, впрочем, таксисты, которые намерены сменить работу. Но и они в бизнес возвращаться не собираются. Недавние коммерсанты вспоминают те профессии, которым когда-то обучались в вузах, и намерены искать спокойную работу по специальности.