Педагоги способствуют росту наркомании?

Иркутянка Валентина Слободчикова считает, что мастера профессиональных училищ скрывают от родителей масштабы наркомании в своих учебных заведениях

В нашу газету обратилась Валентина Слободчикова, мама бывшего студента ПУ N 67. По его собственным словам, она намерена предупредить родителей, чьи сыновья собираются учиться в профессиональных училищах. По ее мнению, многие училища и техникумы — рассадник наркомании, а педагоги, вместо того чтобы ограждать детей от наркомании, способствуют ее распространению.

Сын изменился уже после первого месяца учебы
На ПУ N 67, что на Синюшиной горе, Валентина Георгиевна возлагала особые надежды. В прошлом году ее сын закончил девятый класс и изъявил желание научиться стоящей профессии. Он намеревался полностью содержать себя, а также помогать матери, которая одна воспитывает кроме него еще и младшего сына. На домашнем совете решили, что Сергей пойдет учиться в профессиональное училище на Синюшиной горе на монтажника-связиста, одновременно осваивая профессию слесаря.
Первое время Валентина Георгиевна нарадоваться не могла. Ребенок каждый день учился. После учебы занимался дома.
Только радость матери длилась недолго. Через месяц после начала учебы мальчик стал вести себя очень странно. Без причины смеялся, а когда ел, то часто ложку проносил мимо рта. Потом вообще стал возвращаться домой через час после ухода в училище и сразу же ложился спать. На все расспросы матери не отвечал, просто отмахивался и просил не мешать ему.
— Естественно, я заподозрила неладное, — со слезами на глазах вспоминает его мама, — просила рассказать, а он все молчал. К нам домой стала приходить мастер Сергея. Просила его вернуться на учебу, хвалила сына, говорила, что он очень способный. На все мои вопросы о наркомании в училище качала головой и утверждала, что они за этим следят. Сын же утверждал обратное. Говорил, что не хочет учиться в этом ПУ, потому что там одни наркоманы. Чтобы высидеть на уроке, надо быть настоящим идиотом. Мол, ученики там, не стесняясь преподавателей, матерятся и смеются на уроках.
Сергей на все уговоры матери сходить в наркологический диспансер и пройти обследование отвечал отказом.
"Увидев студентов, я испытала настоящий шок"
— Тогда я сама пошла к врачу. Она подтвердила мои опасения. Сказала, что, скорее всего, Сергей курит травку или что-то глотает. Я посоветовалась с сестрой, и мы решили забрать документы из училища как можно скорее.
Но мастер Сергея просила подумать и продолжала утверждать, что у них наркоманов нет.
— Когда я пришла в училище и увидела этих студентов, испытала настоящий шок. Такое ощущение, что половина молодых людей были обкурены. Ходили по коридору, шатаясь, смеялись без причин, были возбуждены, громко, не стесняясь, матерились. А когда услышала, как из одного из кабинетов донеслись крики учителя: "Ты наркоман, идиот, мы тебя выкинем отсюда!", еще сильнее испугалась. Окончательно решила забрать документы. Мастер же тянула время и попросила прийти попозже, так как без директора документы выдать не могла.
Документы училищу пришлось все-таки отдать маме Сергея, но перед этим мастер еще раз просила подумать хорошенько и даже обещала перевести Сергея на другой курс, закрыть глаза на то, что он много пропустил. Но и это не помогло. Тогда мастер попросила забрать документы с формулировкой, что Слободчиковы переезжают в другой город. На том и порешили.
— Я была воспитана на том, что педагоги — образец честности и справедливости, поэтому даже после увиденного и услышанного в училище старалась верить мастеру.
Окончательно веру Валентины Георгиевны в педагогов подорвала характеристика Сергея, которую ей написала по ее просьбе мастер уже в этом году.
— Там черным по белому было написано, что Сергей был замечен в употреблении наркотиков еще в сентябре 2003 года на уборке картошки в одной из окрестных деревень. Так я спрашиваю: для чего мне нужно было врать все четыре месяца и говорить, что в училище нет наркоманов?
"У нас кто хочет, тот учится"
По мнению директора ПУ N 67 Владимира Дмитриевича Катаева, Сергей Слободчиков употреблял наркотики еще до поступления в училища.
— У нас кто хочет, тот учится, — говорит Владимир Дмитриевич. — Многие выпускники открыли свое дело. Наше училище высоко котируется в области. Генеральный директор ИркАЗа Игорь Гринберг именно из нашего училища берет практикантов на свой завод. Поверьте, это о многом говорит. К сожалению, среди наших учащихся встречают наркоманы. А где их нет? Посудите сами: у нас 600 студентов, 80 процентов из них воспитывались без одного родителя, 75 процентов — из малообеспеченных семей. Но мы работаем. Я сам лично каждый месяц встречаюсь со всеми группами и провожу беседу.
Сотрудники средних учебных заведений, к которым мы обратились за разъяснениями ситуации, сообщили, что мастера училищ действительно кровно заинтересованы в высокой посещаемости студентов. Чем меньше у мастера в группе пропусков, тем больше вероятность, что он будет получать каждый месяц премию за хорошую работу. Не погладят мастера по голове и в том случае, если студент без причины бросит учиться. А вот формулировка "забрали документы в связи с переездом в другой город" мастера вполне устроит.
Комментарий специалиста
По словам врача-нарколога, психотерапевта областного норкологического диспансера Александра Ивановича Лащенова, действительно в среднем по городу около 20 процентов учащихся училищ и колледжей так или иначе увлекаются наркотиками. Некоторые постоянно употребляют, некоторые пробуют, для того чтобы развлечься.
— Я не могу упрекнуть педагогов, которые не предупреждают родителей о том, что их дети увлекаются наркотиками, — говорит Александр Иванович. — Допустим, сегодня учитель открыл глаза родителям, а завтра ученик подкараулит его в подворотне и проломит голову. Поэтому причина нынешней ситуации не в отдельном преподавателе или мастере, а в сложившейся системе, в том числе и в образовании.