Новый год в Наканно будут отмечать без мандаринов

В труднодоступном поселении Катангского района нет даже чая и молока

В редакцию "СМ Номер один" пришла телеграмма с криком о помощи, которую мы опубликовали в прошлом номере газеты. Напомним содержание послания: в село Наканно Катангского района с середины октября не летает вертолет. У жителей Наканно уже нет ни чая, ни молока, ни дрожжей. Грудного ребенка увезли в райцентр с дистрофией. Аптека встречает посетителей пустыми прилавками. В общем, ситуация просто критическая.

Звонок в администрацию Катангского района подтвердил описанное в телеграмме положение дел. Последний вертолет приземлялся в Наканно во время октябрьских выборов. А так как Киренское авиапредприятие находится в стадии банкротства и полеты прекращены, продукты в отдаленные районы теперь будут завозиться только по зимнику, то есть в январе-феврале.
Ирина Маркачева, управляющая делами администрации Катангского района, рассказала "СМ Номер один", что расстояние от райцентра Ербогачен до села Наканно по Нижней Тунгуске составляет 500 километров, по зимнику — 330 км.
Всего в Наканно (в переводе с эвенкийского "маленькие хребты") проживает 99 человек. Севернее от Наканно, а точнее, в 150 километрах от него, находится деревня Инаригда с населением в 13 человек. И положение там еще более бедственное.
— Мы не в силах что-либо сделать, — утверждает Ирина Маркачева. — Заявки на вертолет подаем, а Киренское авиапредприятие их не выполняет. Теперь все будет зависеть от морозов, от того, когда встанет лед. В любом случае это произойдет только в январе-феврале.
На вопрос, как же люди будут встречать Новый год, Ирина Владимировна отвечает:
— У них есть рыба, мясо, ягода, мука и сахар. Только что эмэмдемсов нет и балыка.
То, что дети в Наканно и других отдаленных населенных пунктах страдают дистрофией, чиновники списывают на общий низкий социальный уровень населения. Могут, мол, охотой заниматься, но не хотят. За детьми не смотрят. Грудной ребенок, которого вместе с матерью вывезли последним рейсом из Наканно, в семимесячном возрасте весил 4 килограмма 130 граммов.
Евгений Саблин, главный врач Катангской центральной районной больницы, рассказал, что в отдаленных поселениях большинство детей страдает определенной степенью дистрофии. И в основном это происходит по вине неблагополучных родителей.
К примеру, мать девочки с дистрофией, поступившей в ЦРБ из Наканно, по словам Саблина, относится к категории нервнобольных и не способна ухаживать за ребенком. Благо помощь подоспела вовремя, и состояние девочки уже не вызывает опасений.
— За два месяца пребывания в больнице малышка поправилась, — говорит Евгений Алексеевич. — Сейчас, в свои девять месяцев, она весит около семи килограммов.
И мама, и ребенок будут жить в ЦРБ, пока не встанет лед, а если в Наканно или Инаригде произойдет еще какая-нибудь сложная медицинская ситуация, на место вылетит санавиация.
Саблин говорит, что экстренную медпомощь в эти поселения вызывают не менее 10—15 раз в году. Причем это действительно экстренные случаи. Если жителя забытой Богом местности поразит зубная боль, искоренить ее поможет фельдшер. А если у кого-то серьезная травма или преждевременные роды, без санавиации не обойтись.
Один час эксплуатации вертолета стоит около сорока тысяч рублей. От Киренска до Ербогачена вертолет летит два часа. В Ербогачене ему необходимо сделать дозаправку, а топлива в райцентре Катангского района в данный момент почему-то нет. Таким образом, вертолет должен брать на борт дополнительные емкости с топливом, ведь от Ербогачена до Наканно еще час лету.
Пока, по словам Саблина, с санавиацией проблем не возникало — все идет через областной центр медицины катастроф. А вот обычные рейсы прекратились, наверное, надолго. И чая с молоком, а тем более мандаринов к Новому году жители Наканно и Инаригды вряд ли дождутся.