Внук Кагановича намерен защитить иркутские школы от террористов

Пенсионер МВД, охранявший первых лиц Иркутской области, создает среди ветеранов специальное подразделение

Валерий Левин двадцать лет отслужил во взводе по охране советско-партийных органов. Лично, в домашних условиях охранял первых секретарей обкома Банникова и Ситникова. В отставку Валерий Эммануилович уходил с должности командира отделения по охране областной прокуратуры (заведовал безопасностью бывшего прокурора Иркутской области, ныне министра юстиции Юрия Чайки). 6 сентября этого года, после трагических событий в Беслане, пенсионер МВД вышел с предложением о передаче накопленного опыта работы охранникам иркутских школ в виде бесплатных стажировок. Областное ГУВД и департамент образования даже не удостоили инициативного ветерана ответом.

— То, что случилось в Северной Осетии, чудовищно прежде всего тем, что теракт можно было предотвратить, — говорит Валерий Эммануилович. — По телевизору выступали разные уважаемые люди, которые обсуждали эту беду, но никто из них не сказал о качестве подготовки охранников наших школ. Как профессионал, как дед 11-летней школьницы, я не мог не отреагировать.
Чтобы выяснить уровень защищенности иркутских школ, Валерий Левин обошел несколько учебных заведений в разных районах города, картина оказалась плачевной:
— Профессиональный подход к делу я встретил только в 15-й школе, в других же либо вообще нет никакой охраны, либо это вчерашние солдаты, которых, как самых молодых и неопытных, руководители охранных агентств отправляют в школы по принципу маловажности объекта. Бывших сотрудников МВД и ФСБ, прошедших серьезную подготовку, хотят видеть в банках, торговых центрах, но никак не в школах. Я 40 минут протолкался в фойе одной школы, и меня даже не спросили, кто я такой и зачем пришел. После эксперимента я подошел к парню, одетому в камуфляж, и спросил, почему он не отреагировал на мое присутствие. Тот ответил: "А я вижу, что одеты вы прилично, ничего не заподозрил..." А чего же он ждал? Что припрется бомж в телогрейке с пластидом на шее?
Обзвонив бывших сослуживцев и заручившись их согласием на общественную работу, Левин написал заявление на имя начальника ГУВД Иркутской области, в котором сообщил, что ветераны МВД готовы открыть бесплатные курсы по подготовке школьных охранников:
— Чему их нужно учить? В функции охранника школы должен входить опрос школьников о подозрительных лицах, которые интересуются, например, расписанием уроков, фамилиями учителей и так далее либо просто появляются на территории заведения. Записывать номера автомобилей, не связанных со школой (одна такая машина два часа стояла у забора, детей на ней не привозили и не забирали, но охранник ничего не предпринял). Нужно также определить группу риска среди детей из семей кавказцев, соблюдая корректность, разумеется. Одним словом, заниматься профилактикой. И ведь это не только угрозы терроризма касается, детей совместно с психологами нужно учить поведению в критической ситуации, будь то нападение маньяка, ограбление или вовлечение в наркоманию.
Созданию курсов повышения квалификации охранников Валерий Эммануилович попытался дать официальный ход. С этой целью через штаб регионального отделения одной политической партии он вышел на областной департамент образования, но встретиться с руководителями этой организации Левину так и не удалось:
— Видимо, не посчитали нужным, я не знаю. А ответ из ГУВД не пришел до сих пор.
К подобному отношению Валерий Левин не привык хотя бы потому, что двадцать лет пользовался огромным доверием на самом высоком уровне:
— Это, конечно, нонсенс: мне, беспартийному, да еще с такой фамилией, доверяли охранять первых лиц области. Правда, этому есть объяснение, официальное подтверждение, которому я нашел совсем недавно.
Оказалось, что Валерий Эммануилович родной внук соратника Сталина, наркома путей сообщения, члена политбюро Лазаря Кагановича.