Иркутского правозащитника упекли в психдиспансер

Судья счел действия правозащитника сложным случаем и назначил стационарную экспертизу

Правозащитника Владимира Белобородова, который ведет прием граждан в общественной правозащитной организации "Рабочий клуб" при обкоме КПРФ, по решению суда направили на стационарную психиатрическую экспертизу. Его клиенты и доброжелатели выражают протест, считая, что Белобородов поплатился за стремление к справедливости.

— Белобородов защищает права неимущих граждан. Нам нечем платить адвокатам, а он не берет с нас ни копейки. Он борется с судебным произволом и очень надоел судьям, — рассказывает один из членов инициативной группы по освобождению правозащитника из стен лечебного учреждения пенсионер Федосеев.
Белобородов загремел на больничные нары после того, как на одном из судебных заседаний по гражданскому делу, где он был общественным защитником, заявил отвод судье и прокурору, высказав недоверие к конкретным судьям в частности и судебной системе в целом. Суд нашел в его речах оскорбление, и на правозащитника завели уголовное дело по двум статьям УК — 298 ("Клевета в отношении судьи, присяжного, прокурора и т.п.".) и 297 ("Неуважение к суду").
При этом судья, соглашаясь с ходатайством следователя, счел необходимым поместить Белобородова в психдиспансер по хорошо знакомому всем адресу Гагарина, 6, "в связи с тем, что подозреваемый Белобородов состоит на учете у врача психиатра ИОПНД с диагнозом "шизофрения".
Сам Белобородов считает, что его заперли в связи с его деятельностью. По его словам, он "надоел судам". И поводом стало последнее дело. Его клиентка, двадцатилетняя девушка Анна Кузнецова, мать малолетнего ребенка, пыталась через суд вернуть себе право на жилье. Девушка оказалась на улице после того, как ее пьющую мать решением суда выгнали из квартиры.
— Кузнецову оскорбили в зале суда, и она пошла плакать в коридор. Я и заявил отвод судье и прокурору...
— Правозащитники, — рассказывает Владимир Белобородов, — с такой мерой воздействия, как водворение в психбольницу, сталкиваются не первый раз. В Култуке работала правозащитник Тисленко. Она два года пребывала на Гагарина, 6, после того как пыталась раскрутить дело против прокурора. Сейчас ее уже выпустили.
В психдиспансер Белобородова отправили из зала суда, где рассматривалось его уголовное дело. Мы не собираемся делать выводов о психическом здоровье правозащитника Белобородова. Сам он не отрицает, что однажды его увозили в психдиспансер на скорой — в 2001 году. Зато факт стояния на учете он отрицает, а справку, подтверждающую это, называет поддельной.
Представитель Московско-Хельсинской группы в Иркутске Леонид Ставров уверен, что Белобородова упекли незаконно. Он усматривает массу нарушений в действиях судьи, отправившего Белобородова на экспертизу.
— В постановлении о помещении Белобородова в стационар непонятно даже, в качестве кого он будет проверяться: согласно постановлению он является одновременно обвиняемым и подозреваемым. И почему, на основании каких полномочий и медицинских знаний, судья назначает стационар и конкретный срок в 30 дней — максимальный для проведения стационарной экспертизы?
Мотив помещения Белобородова в стационар таков: следователь обратился с ходатайством, суд, проверив какие-то (не указанные в постановлении) материалы, нашел ходатайство подлежащим удовлетворению, а при назначении экспертизы возникла необходимость стационарного обследования. Известно, правда, что стационарная экспертиза, как наиболее дорогой метод, назначается в наиболее сложных случаях. Видимо, судья счел это очень сложным случаем.