Задумчивый автомат надо срочно лечить

Плановый ремонт коробки обойдется минимум в $500

Давно ушли в прошлое времена, когда россияне впервые познакомились с достоинствами автоматической коробки передач (АКП). Все меньше остается сторонников традиционной механической коробки — разве что среди любителей спортивного драйва. Никто уже не ставит под сомнение надежность АКП, способной при надлежащем уходе пройти не одну сотню тысяч километров, надо только знать основные требования эксплуатации.

Японцам надоело делать вечные коробки
Специалисты дружно признают, что со второй половины 90-х годов автоматические коробки из Cтраны восходящего солнца стали не такими долговечными. В свое время считавшиеся практически вечными тойотовские автоматы ныне уже не те. Теперь уже сложно сказать, что тойотовские автоматы надежнее, чем, например, у "Мицубиси", на чью продукцию в свое время часто жаловались сервисмены.
Сейчас узлы АКП у японских автомобилей быстро изнашиваются, появляются люфты, а следовательно, ремонт не за горами. Но вне зависимости от этого в нормальных условиях они спокойно проходят 150—250 тысяч километров, после чего лучше вне зависимости от кажущейся исправности коробки сделать плановый ремонт. Производители рекомендуют замену масла в автоматической коробке через 50—60 тысяч километров, но здесь речь идет о полной замене. В свою очередь специалисты советуют после каждых 15—20 тысяч пробега проводить частичное обновление.
Замена и обновление
Конструкция автоматической коробки такова, что при открученной на поддоне гайке из него вытекает примерно 40—60% масла, остальное остается внутри. Современные импортные аппаратные методы позволяют добиваться лучшего результата — примерно 80%, но их применение имеет негативные последствия. Весь осадок (грязь) со дна поддона поднимается и оседает на фильтре, что приводит к его засорению. Конечно, есть масса различных присадок-очистителей, но многие из них разъедают внутренние детали коробки, что, естественно, нежелательно.
В связи с тем что полностью заменить масло в автоматической коробке сразу невозможно, применяется циклический способ. Сливается из поддона то, что можно, заливается новая жидкость, прокачивается некоторое время и сливается снова. Потом опять заливается необходимое количество. Таким образом, в несколько приемов производится полная замена.
Как выше говорилось, специалисты рекомендуют после каждых 15—20 тысяч пробега проводить частичное обновление. То есть нужно просто слить из поддона масло и долить новое, чем достигается частичное восстановление его характеристик.
Минералка или синтетика
Масло для автоматических коробок передач, так называемый dextron, может быть минеральным, полусинтетическим, синтетическим. И также, конечно, синтетика имеет лучшие характеристики, по сравнению с минералкой. Особенностью декстронов является то, что они имеют примерно одинаковый температурный режим эксплуатации, в отличие от моторных масел. Иными словами — можно кататься зимой и на минералке, хотя, как полагают эксперты, и нежелательно.
Каждый вправе выбирать в соответствии со своими возможностями. Стоимость недорогой полусинтетики ZIC — 350 рублей за 4 литра и 550 рублей за синтетику такой же емкости. Естественно, декстроны известных раскрученных марок стоят подороже.
Декстроны различных производителей не рекомендуется смешивать по причине возможной несовместимости. Проверить их совместимость можно только в лабораторных условиях или после 15—20 километров пробега. В случае несовместимости декстрон выпадет в осадок на дно поддона, зачастую превращаясь в некое подобие желе, которое не может просочиться через фильтр. В данном случае АКП станет переключаться на повышенных оборотах двигателя. Необходимо заглушить двигатель и, если есть возможность, вызвать эвакуатор для доставки в автосервис, где смогут промыть фильтр и удалить содержимое поддона. В случае если автосервис находится недалеко (в пределах 20—30 км), можно доехать самостоятельно с кратковременными остановками.
Маленькая причина больших проблем
Такой может стать фильтр очистки, располагающийся в поддоне. В процессе эксплуатации на нем оседают различные взвеси, грязь, они затрудняют фильтрацию декстрона. В коробке начинается процесс так называемого масляного голодания. Соответственно, ухудшается ее работа.
Фильтры бывают двух видов: в виде металлической сетки и фетровые. Металлические фильтры можно использовать многократно, периодически прочищая их при замене масла. Фетровые промывке не подлежат, их нужно менять, а стоят они $40—60. Недешево, но, как говорится, торг здесь неуместен: забитый фильтр в конечном итоге способствует быстрому износу узлов автоматической коробки.
Основные признаки неполадок АКП
1. Переключение скоростей при более высоких оборотах двигателя.
2. "Задумчивость", задержка при включении передач.
3. Различные стуки, шумы из коробки при движении.
Обнаружив наличие первых двух признаков в своем авто, не спешите готовиться к дорогостоящему ремонту. Возможно, это следствие забитого фильтра. Обратитесь в специализированный автосервис и промойте или замените его. Не исключено, что ваш железный скакун вновь вернет былую резвость.
В случае наличия шумов из АКП не тяните и отправляйтесь в автосервис - может, еще можно обойтись малой кровью.
Для примера плановый ремонт АКП народного автомобиля "Тойота-Королла" обойдется в 5 тыс. рублей — работа, $250 ремкомплект, плюс декстрон, который будет залит, и фильтр, если он требует замены.
При содействии СТО "Автоматические КПП"