Иркутский путеец дружил с Лениным

Телеграммы от Владимира Ильича до сих пор хранятся в музее ВСЖД

Огромный бюст Ленина, находящий раньше в здании железнодорожного вокзала станции Иркутск-Сортировочный, не сгинул бесследно в водовороте перестройки, как полагают многие. Вождь мирового пролетариата находится сейчас в музее Восточно-Сибирской железной дороги вместе с другими экспонатами, многие из которых сохранились еще со времен революции. Все это богатство занимает две большие комнаты. Столь большое число реликвий, по словам заведующего музеем Анатолия Распопина, отнюдь не случайно. Иркутские железнодорожники принимали самое активное участие в революционных действиях.

Особое место в экспозиции уделено смазчику вагонов Ивану Лукичу Проминскому, который был другом Владимира Ленина и Надежды Крупской. История знакомства простого вагонного смазчика Лукича с вождем пролетариата похожа на рассказ о дедушке Ленине из детской книжки.
Однажды Проминский решил самолично увидеть Владимира Ильича и поехал знакомиться с ним в Москву. В итоге смазчик вагонов не только встретился с Лениным, но и завел дружбу с ним дружбу. В музее остались телеграммы, которые Владимир Ильич слал руководству железной дороги: "Прошу перевести Ивана Лукича на должность машиниста на Алтайскую железную дорогу... Передавайте привет Ивану Лукичу Проминскому. Ленин".
К реликвиям социализма руководитель музея, бывший железнодорожник Анатолий Григорьевич Распопин, относится с особой бережностью.
— Сейчас по всей стране ставят царей, а Ленина убирают. Разве можно перевернуть всю историю! Вот поставили они этого Колчака, а он столько зла в своей жизни сделал, и сколько этому документальных подтверждений имеется. Он из Сибири вагоны золота по железной дороге вывозил. Памятник-то можно установить хоть кому, только как на это народ будет реагировать? Вот в Японии устанавливают памятники даже своим начальникам, чтобы работники могли спокойно в лицо железной скульптуре плюнуть и все зло на человека на ней выместить. Так и у нас — ставят, ставят этих царей, а кому они нужны, если из-за них целый пласт истории большевиков выкидывают?
О том, как праздновали 7 ноября в советские времена, Анатолий Григорьевич вспоминает с теплотой и грустью:
— Весь город шел на демонстрации. Это был праздник силы труда. Рабочие выходили под своими знаменами, с руководством своих предприятий, участвовали в социалистических соревнованиях, боролись за выполнение пятилетних планов. Он был не только рабочим, но и семейным праздником: народ гулял несколько дней, потому что это был праздник и молодых, и старых.
На ежегодные демонстрации 7 ноября пенсионер Распопин ходит и сейчас. Правда, теперь уже в основном для того, чтобы просто пообщаться с остальными пенсионерами.