Журналиста побили прямо на родительском собрании

Корреспонденту "СМ Номер один" после посещения родительского собрания 4 "А" класса 51-й иркутской школы пришлось писать заявление в милицию

Неожиданное продолжение получила наша публикация "Педагог отказалась учить одного из своих учеников" (N 43 от 28 октября 2004 года). После выхода материала представители родительского комитета 4 "А" класса школы N 51 связались с редакцией и пригласили корреспондента на родительское собрание. Мероприятие закончилось тем, что родители побили журналиста прямо в школьном коридоре.

Родительское собрание
Напомним, что в предыдущей публикации речь шла о том, что мама одного из четвероклассников школы N 51 города Иркутска открыто возмутилась поборами, которые налагались на родителей учеников. В частности, Татьяну Васильеву, которая, к слову сказать, сама является членом родительского комитета в классе ее старшего сына, удивила необходимость сдавать 700 рублей на выпускной вечер, который, как известно, проходит в конце мая. В ответ классный руководитель, по словам Васильевой, посоветовала матери забрать ребенка из школы и больше не приводить его к ней на уроки.
Это публикация вызвала немалый резонанс как в самой школе, так и в учительских кругах Иркутска. В итоге, как мы уже говорили, журналиста пригласили на родительское собрание, на котором, как нам казалось, родители и учителя должны были дать трезвую оценку сложившейся ситуации.
Едва журналист пришел на собрание, Нина Галиева, классный руководитель 4 "А" класса, начала свою речь, которая продолжалась больше получаса. Педагог напомнила собравшимся о всех своих заслугах перед обществом, показала грамоты, хотя, напомним, в предыдущей публикации никто не ставил под сомнение ее профессиональные качества. Речь шла о денежных поборах — и только.
Затем выступавшая остановилась на личности Татьяны Васильевой.
— Если бы она была честным и порядочным человеком, тогда я еще поняла бы, что она может требовать отчета, — заявила педагог. — Но человек, который работает в буфете (Татьяна Васильева в свое время действительно работала в школьном буфете. - Прим. ред.) и, извиняюсь за выражение, обжирал наших с вами детей, не имеет права ничего требовать.
Затем все высокое собрание переключилось на журналиста. Стало понятно, что конструктива, похоже, не будет — в частности, отчет о расходовании общественных денег на свет Божий так и не появился.
Развязка наступила неожиданно. Журналист собрался уходить, но родители стали требовать, чтобы он остался и в очередной раз выслушал их точку зрения. Корреспондент, тем не менее, вышел в коридор — и поле битвы переместилось туда. Один из присутствующих на родительском собрании мужчин с ругательствами выскочил в коридор и потребовал, чтобы журналист остался в кабинете. После отказа он встал в проходе и начал отталкивать корреспондента, а потом и вовсе повалил его на пол, подскочил к нему и, судя по всему, хотел еще и пнуть. Родители, которые стояли рядом и видели все, вызвали милицию.
Таким образом, родительское собрание завершилось в Куйбышевском РОВД, где корреспонденту "СМ Номер один" пришлось написать заявление.
Священная корова среднего образования
Развязка родительского собрания в школе N 51, безусловно, оказалось неожиданной. Конечно, мы не думали, что нашего журналиста завалят прямо в школьном коридоре. Однако в целом развитие событий на родительском собрании выглядит вполне логичным.
Массовые школьные поборы начались не так давно — лет шесть-семь назад, но мы привыкли к ним удивительно быстро. И тот факт, что в школе собирают деньги на ремонт кабинета, подарок учителю, установку тревожной кнопки, ни у кого уже не вызывает удивления, неприятия или открытого возмущения.
Поэтому выступление на страницах газеты Татьяны Васильевой, мамы четвероклассника из школы N 51, с просьбой обосновать очередной сбор денег с родителей и произвело эффект разорвавшейся бомбы. С одной стороны, понятно возмущение педагогического коллектива 51-й школы: деньги собирают везде, а написали только о них.
С другой стороны, публикация в "СМ Номер один" многими была воспринята не как рассказ о частном конфликте в отдельно взятой школе, а как попытка потревожить священную корову нынешнего среднего образования — систему денежных поборов в иркутских школах.
Причем система эта при ближайшем рассмотрении выглядит очень даже солидной. Посчитаем по минимуму: если с каждого ученика Иркутска в год соберут всего по тысяче рублей. В классе в среднем тридцать учеников, в школе 30 классов, в Иркутске 80 школ. Перемножаем все эти цифры и получаем, что ежегодно в городе в сфере среднего образования вращается 72 миллиона рублей совершенно бесконтрольных денег!
{Из ответа заместителя начальника департамента образования Иркутска Валентины Мармозовой на наш официальный запрос:
"Оказание спонсорской помощи образовательным учреждениям на их косметический ремонт и другие нужды должно осуществляться в соответствии с установленным порядком учета и расходования внебюджетных средств. Просьба к родителям об оказании помощи в улучшении условий образовательной деятельности должна быть убедительна и обоснована сметой расходов. Отчет руководителя образовательного учреждения об использовании родительских средств должен быть обязательным.
Рискнем предположить, что мало кто из родителей иркутских школьников видел все вышеперечисленные документы. А желание отдельно взятой матери четвероклассника ознакомиться с ними привело к уже известной нам истории.}
{Налоговики считают, что деятельность школ по сбору денег небезупречна
Как сообщили нашему корреспонденту в одной из налоговых инспекций Иркутска, деятельность родительских комитетов — идеальный способ ухода муниципальных властей от оплаты налогов. Так как родительские комитеты нигде не регистрируется, поэтому налоги они платить не должны, а значит, не должны отчитываться о расходах. Это позволяет школам минимизировать расходы.
Налоговики считают, что школы идут на прямое нарушение закона, перекладывая сбор денег на нужды школы на родителей и отказываясь от бухгалтерской отчетности.}