Программа, которая работает

Один политик федерального уровня как-то заявил: правильнее было бы устраивать на выборах состязание программ кандидатов, а не превращать выборный процесс в шоу претендентов на место во власти. Мысль не лишена рационального зерна. Впрочем, воплотить ее в жизнь оказалось невозможным. А жаль. Ведь программа — главный документ и, так сказать, вещественное доказательство компетентности кандидата. Достаточно даже бегло пролистать основные программные тезисы, чтобы понять, что за человек их предлагает, разбирается ли он в ситуации, обладает ли здравым смыслом, опытом и возможностями (интеллектуальными, финансовыми и прочими), чтобы все обещанное воплотить в жизнь.

Программа кандидата на пост главы администрации УОБАО Валерия Малеева из всех предложенных, пожалуй, самая продуманная и взвешенная. И не только потому, что знает глава автономии все "болевые точки" региона как свои пять пальцев. И даже не потому, что понимает, как эти проблемы решить. Главное в его программе то, что она уже работает на округ. Сегодня. Сейчас.
Когда-то самому молодому губернатору в России (Малеев стал главой окружной администрации в 32 года) досталось тяжелое наследство — руководить депрессивным субъектом РФ в период экономического спада и развала социальной сферы. А ведь в те времена даже регионам-донорам (например, соседней Иркутской области) приходилось несладко. Что уж говорить об округе, где основа основ — сельскохозяйственное производство — буквально рухнуло без государственных дотаций. Тем не менее выход был найден, его подсказала жизнь и опыт крепкого, дельного руководителя Валерия Малеева, который пришел во власть, имея за плечами отлаженное, прекрасно организованное и процветающее производство — совхоз "Каменский". Ставка была сделана на поддержку частного подсобного хозяйства, без которого на селе не прожить, детей не поднять.
Сейчас ситуация в сельском хозяйстве округа постепенно выправляется. Кризис миновал, и жизнь ставит новые задачи, главные из которых — формирование в округе сети предприятий по переработке сельхозпродукции и техническое оснащение аграрного сектора через создание машинно-технологических станций. Таким образом, новая экономическая база подводится не только под сельское хозяйство округа, но и под недавно созданный муниципальный уровень власти. Ведь МТС и перерабатывающие цеха будут работать прежде всего на свои муниципальные образования, пополняя их доходную базу. При этом никакой революции не происходит — идет поступательное развитие, не отменяющее прошлое. Кстати, деньги на каждую голову КРС селяне как получали, так и будут получать.
В следующем году финансирование сельского хозяйства планируется увеличить вдвое. А до 2010 года в аграрный сектор должно быть вложено 3 млрд рублей. Кроме того, в округе будет создана ассоциация кооперативов ЛПХ (личных подсобных хозяйств). Через эту организацию частники смогут получать по льготным схемам кредиты на закупку ГСМ, техники, товарные кредиты и другую необходимую помощь.
Безусловным плюсом программы Малеева является еще и то, что практически впервые округу предложена реально выполнимая, отлично продуманная система решения проблемы водоснабжения. Более того, в этом году немалая часть этой программы выполнена — в каждом районе пробурены новые артезианские скважины, в будущем появятся еще. Планируется строительство водоводов, очистных установок.
Несмотря на сельскохозяйственную направленность, округ может и должен развивать иные отрасли производства, среди которых — глубокая переработка древесины, добыча полезных ископаемых (в округе имеются месторождения угля, нефти, газа, гипса, известняка, золота, глин и других минерально- сырьевых ресурсов). Причем Малеев оказался первым, кто всерьез заговорил о необходимости разрабатывать эти направления во взаимосвязи, предложил внимательно проанализировать, чем обладает округ и что выгодно развивать в первую очередь. Для того чтобы звать инвесторов, надо знать цену своим богатствам.
Еще одна непростая задача стоит в ряду первоочередных — обеспечение округа стабильной телефонной связью. Для этого разработана программа "Развитие сельской телефонной связи на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на период до 2010 года". Поскольку проект этот весьма дорогой, необходимо привлечение не только региональных, но и федеральных ресурсов. Должны вложиться в него и операторы, которые придут в округ. Объединить усилия в этом направлении под силу лишь эффективной, сильной власти, которая сможет грамотно лоббировать интересы автономии на всех уровнях. Валерий Малеев уже доказал, что способен на это. Достаточно напомнить, что в сентябре этого года на встрече с Президентом Владимиром Путиным глава округа добился выделения 1 млрд рублей для нужд социальной сферы УОБАО. Пока эти деньги еще не пришли — предполагается, что суммы на социалку УОБАО будут предусмотрены в федеральном бюджете будущего года. Но уже сейчас понятно: федеральный центр сдержит обещание — будут построены новые школы и больницы, которых округу так не хватает.
Вообще, в программе Малеева отражен комплексный подход к решению проблем социальной сферы, учтены не только большие задачи, но и, на первый взгляд, мелкие вопросы (например, подписка на периодические издания для библиотек — то, что не делалось многие годы). Но на первом месте пока остается возведение новых социальных объектов и пополнение материально- технической базы школ, больниц, детсадов, Домов культуры и так далее. Например, запланировано строительство типовых зданий школ в тех муниципалитетах, где дети учатся в приспособленных помещениях. В медицине — строительство окружного противотуберкулезного диспансера и перинатального центра, ряда других объектов здравоохранения. В сфере культуры — восстановление сети клубов и ДК.
Чтобы воплотить все это, требуется не только мастерство лоббиста в федеральных структурах, но и создание грамотной, эффективной команды управленцев. И это еще одна глобальная задача будущего главы окружной администрации. Подход Малеева в этом вопросе не является секретом: в своей кадровой политике он делает ставку на самый широкий слой управленцев — глав муниципальных образований. Именно этот уровень власти максимально приближен к людям, находится в ежедневном диалоге с населением. А значит, может более эффективно решать проблемы избирателей. "Теперь важно обучить новых руководителей МО основам управления, в том числе работе с бюджетом", — считает Малеев. Впрочем, эта работа уже идет на протяжении последнего года, и результаты внушают оптимизм. Люди впервые почувствовали: власть не где-то там, за горизонтом, а рядом. И есть у нее не только полномочия, но и деньги для решения насущных проблем.