Комплекс Овечкиных в быту и политике

Газета "Копейка" напечатала очерк о семье музыкантов и террористов Овечкиных. Очередное перечисление фактов в очередной раз обошлось без указания причин, побудивших это семейство совершить столь дерзкий поступок. Между тем анализ этих причин убеждает, что Овечкины были и остаются символом СССР-России конца ХХ века, в них более всего выразились некоторые главные черты менталитета нации.

Лет пятнадцать назад Лимонов справедливо указал, что причины теракта лежали в сфере психологической, а не социальной. Овечкиных Бог наградил талантом. Не ахти каким, но талантом. И талант этот заметили, поощрили, с ними начали носиться как с писаной торбой, превратили в Достижение Земли Иркутской. Сам писатель Распутин с артистом Ульяновым одаряли их отеческими улыбками: дескать, какой народ у нас щедрый на самородки. Ах, они еще и сено косят, еще и корову доят? Ну, дык, это же наши, посконные, кондовые!.. В результате Овечкины заработали синдром завышенной самооценки.
Овечкины не захотели пожизненно сено косить и писателей радовать, решили на растленный Запад податься. Не знали они, что на Западе таких самородков сколько угодно, дельта Миссисипи просто кишит ими. Это у нас Овечкиных ценили, фильмы о них снимали. Потому что пропаганда "достижений" была поставлена на "пять". А там они играли бы в каком-нибудь кабаке на Брайтоне в перерыве между Шуфутинским и Успенской. Жили бы побогаче, чем в Рабочем, но не настолько же, чтобы убивать из-за этого и свою жизнь обрывать. Не стоила игра свеч! Впрочем, в кондовой России один и тот же человек может и в беде выручить, и за бутылку зарезать.
И еще не знали они, что уехать на Запад можно было в 1988 году уже не просто, а очень просто. То есть летом того же года они могли оказаться в Хельсинки не путем стрельбы, а путем получения визы или другим мирным способом.
Дремучее невежество Овечкиных повлекло за собой гибель людей. Видимо, не читали они газет, не смотрели познавательные передачи. Оттого и не знали, что весь мир уже подписал конвенцию о борьбе с воздушным пиратством, что их осудят в любой стране, где сядет захваченный самолет. Несколько этапируемых зэков бежали в 1989 году в Пакистан, захватив самолет. Почти все они покончили с собой в тамошних зинданах, не вынеся ужасов исламского наказания. А счастье было так близко...
Итак, перечислим кусочки менталитета Овечкиных и советских людей вообще. Невежество. Недостаток информации и нежелание получать ее. Наши не любят, когда существует несколько вариантов решения проблемы (надо же думать, выбирать, а мы "гимназиев не кончали, диалектику учили не по Гегелю"). Типичная для низов СССР завышенная самооценка (мы рабочий класс, давай нам "вот это желтое в тарелке"; мы крестьяне, мы совесть страны, нас не обижай). Наконец, идеализация стран, где хорошо, но нас нет, — Америки, Европы. Перечисленные черты психики, интеллекта народа как в зеркале отразились в решении Овечкиных захватить самолет. Что-то в головах их сдвинулось, нейроны мозга замкнуло. Может, они просто погулять по Елисейским Полям хотели, может, корову надоело держать, а в результате — обожженные трупы, выжженные души.
Конечно, этот тип психики за железным занавесом создавали годами и пионерская организация, и комсомол с партией, и писатель Распутин с артистом Ульяновым, и комитет по культуре, и комитет по госбезопасности. Пестовали, пестовали — и получили народ с такой некрепкой психикой, что не вынес он перестройки, надломилась его душа. Все мы, как метафорично выразился Лимонов, захватили Россию и попытались угнать ее на Запад. Нейроны замкнуло, хотели колбасы, получили бардачок-с!
Все эти болячки души русской — симптомы комплекса Овечкиных, людей тьмы, детей зоны. Частный случай этого заболевания есть некритическое восприятие званий, должностей, этикеток. "У русских есть лишь названия всего, но ничего нет в действительности. Россия — страна фасадов. Прочтите этикетки — у них есть цивилизация, общество, литература, театр, искусство, науки, а на самом деле у них нет врачей. Если вы случайно позовете живущего поблизости русского врача, то можете считать себя мертвецом", — писал маркиз де Кюстин в 1839 году.
Дмитрий Галковский так откомментировал Кюстина: "Как говорится, не в бровь, а в глаз. Но Кюстин не учел масштабов России. Такой махиной нельзя без фасадов управлять... А если сейчас сказать, что у нас врачей нет, что они только аппендикс и гланды могут удалить да перелом простой срастить, да и то на тройку с минусом? Начнется паника".
Приведу пример из клинической практики современной политики. В связи с началом работы Законодательного собрания Иркутской области в прессе прозвучало: "От успешной работы областного парламента зависит будущее всего региона". Что бы это значило, что вкладывают в эту звонкую фразу журналисты, какой смысл? Конечно, эта фраза из стен самого Собрания вышла, ее журналисты не думая записали. Но что же сами депутаты о себе возомнили?! Не больны ли они комплексом Овечкиных?
Неделей-двумя раньше первый вице-губернатор принимал представителей бастующих нищих учителей и заверил их, что область все свои обязательства выполнила, вся вина за центром. Задумайтесь! Уже три созыва отработало Собрание, уже два губернатора сменилось, а учителя все бастуют да бастуют, а денег все нет и нет, а им все говорят: "Это не мы, это центр денег не дает".
После этого впору сказать: "Простите нас, учителя, Христа ради. Изменить жизнь вашу к лучшему мы можем, но только в рамках, дозволенных Кремлем. Мы только фасад власти, но не власть. Что нам скажут, то мы и сделаем".
Не скажет этого никто. И потому что сами все верят в свою "значительность", и потому что сказать нельзя, иначе крыша у народа поедет. Человек должен жить среди вывесок и фасадов: вот власть, вот милиция, вот школа, здесь детей учат, вот зона, здесь они сидят. Но среди фасадов, за которыми пустота, формируется комплекс Овечкиных, который взрывается иногда бессмысленным русским бунтом.
Во власть надо подбирать людей по внешним данным. Желательно посексапильней, распространяющих вокруг себя флюиды отеческой или материнской ласки. Тут не ума палата нужна, а чтобы в случае прихода голодных и агрессивных учителей их пыл сексапилом сбить и утешить хорошо поставленным голосом: "Все, что у нас было, мы вам дали, это Москва нам (вам) задолжала". Чтоб пошли они, солнцем палимые, как некрасовские крестьяне, и не мешали работать над будущим региона...
Сказать, что у нас областного парламента нет, милиции нет, армии нет, что никому ты, гражданин дорогой, не нужен, кроме как самому себе да своей семье? Как можно! Паника начнется! Поэтому, что бы Кюстин ни говорил, а фасады важны, и гражданин должен думать, что от успешной работы областного парламента зависит количество дензанков в его личном кошельке. На том и стоим. Но стоим, надо признаться, на болоте, ибо, как я уже говорил, иногда русский человек взрывается. За бутылку зарежет, за призрачные идеалы самолет угонит.
А вдруг замкнет нейроны, и из тихого омута недостатка информации, бездумного отношения к словам, завышенной самооценки рванет вдруг "лимонка" ненависти, только осколки разлетятся? Не завидуйте людям во власти, рванет ведь рядом с ними.
Страшен русский бунт, страшен человек, вырвавшийся из клетки фасадов, где формируется годами комплекс Овечкиных. Лечение показано простое: за фасадами наконец строить добротные здания, а людей приучать не верить словам. Богатство России прирастать будет не председателями комитетов, а врачами да учителями. Кто знает, не об этом ли Путин думал, когда решал: "Граждане, местные власти все равно ничего не решают, как я скажу, так и будет. Так зачем нам мульку пестрить, выборы устраивать?" Знать бы только, что же там, за фасадом Кремля...