Рисуем вместе с родителями

Несколько советов психолога о детском рисовании

Очень часто родителей беспокоит вопрос, с какого возраста можно давать ребенку в руки карандаш и бумагу, чтобы он учился рисовать. Многих беспокоит, как бы под родительским давлением вместо приобретения полезных навыков ребенок не возненавидел это занятие. Об этом мы разговариваем с детским психологом Екатериной Васильевой.

Первые исследования: все в рот
Ребенок начинает интересоваться карандашами, красками и фломастерами, то есть всем, что пишет и рисует, еще до того, как ему исполнится один год. Для чего придуманы эти предметы, малышей вовсе не занимает: им интересно исследовать их на ощупь, просто рассмотреть или попробовать на вкус. Поэтому, совсем маленькому ребенку не рекомендуется рисовать красками: обычно это заканчивается бурными слезами по поводу того, что мама не разрешает брать краски в рот. И это естественно: рот остается одним из основных способов исследования окружающего мира как минимум до полутора-двух лет.
Только после года ребенку становится интересно наблюдать за линиями, которые оставляет карандаш или ручка на бумаге. Беря их в руки и совершая несложные движения, дитя приходит в неописуемый восторг от полученного результата, стремится поделиться с вами своей радостью. Здесь возникнет одна проблема: малышу обязательно захочется рисовать на стенах, на полу или на мебели. В этом возрасте ребенку уже вполне можно объяснить, что этого делать нельзя. И придется постоянно напоминать об этом правиле, так как не успеете вы даже отвернуться, как малышу захочется разукрасить своим творчеством не только обои, но и всю находящуюся в доме мебель.
Краски или карандаш?
Лучше, если во время занятий с ребенком вы будете использовать различные материалы. Например, один день вы будете рисовать цветными карандашами, на следующий можно порисовать цветными мелками во дворе, а следом — подсунуть вместо цветных карандашей простой, или шариковую, или гелевую ручку.
Фломастеры не рекомендуют покупать детям до 5 лет, но можно познакомить малыша с ними и раньше, при условии, что они не станут преобладающим материалом рисования, а будут доступны лишь изредка. Лучше дать ребенку возможность рисовать красками.
Краски — это наиболее эффектный материал, который доставляет юному художнику максимум удовольствия. Лучше начинать с гуаши. Причем специалисты не советуют открывать все баночки с гуашью сразу, лучше всего давать ребенку по одной краске. Когда ему надоест рисовать каким-то определенным цветом, надо тщательно промыть кисточку и открыть баночку с другим цветом, а прежнюю убрать. Чтобы избежать слез по поводу смены кисточки, нужно иметь их в запасе не меньше двух.
Уже после трех лет, когда малыш овладеет навыками аккуратной работы, можно открывать все баночки сразу, предварительно научив ребенка мыть и вытирать кисточку. Естественно, необходимо контролировать все его действия. И не сомневайтесь, как бы вы ни старались быть аккуратнее, все равно невозможно избежать каких-то клякс, пролитой баночки с водой или с гуашью. В таком случае нельзя ругать ребенка, нужно спокойно вместе с ним убрать все последствия до следующего раза.
Рисуйте везде
Для рисования вовсе не обязательно нужны бумага формата А4 и домашние условия. Когда вы оказываетесь с ребенком в очереди, например в больнице, то подойдут и подручные средства. Это может быть обыкновенный блокнот и карандаш или шариковая ручка.
Также необязательно бумагу, на которой будет рисовать ребенок, располагать на столе. Ватман можно прикрепить к стене или к двери, либо положить его на пол. Очень хорошо, если у вас есть возможность купить своему ребенку резиновую школьную доску небольших размеров (иногда такие доски продают в комплекте с небольшой партой, за которой заниматься намного удобнее).
Можно использовать цветную бумагу. Рисуя на цветной бумаге, ребенок с радостью обнаруживает, что белый карандаш, который он считал совершенно бесполезным, прекрасно виден на черной, коричневой или темно-синей поверхности.
Учите правильно держать карандаш
Старайтесь сразу же приучать малыша правильно держать карандаш или ручку — не кулаком, а пальцами. Некоторым детям это дается легко, другие упорно зажимают карандаш в кулачок. Здесь нужно быть особенно терпеливым: по мнению многих психологов, от того, как ребенок держит карандаш в детстве, зависит его почерк в более старшем возрасте. Так что не стоит ругать ребенка за неправильную постановку пальцев, однако необходимо каждый раз возвращать карандаш из кулачка в прежнюю позицию.
Поначалу ребенок рисует нечто совершенно абстрактное, радуясь сочетанию цветных пятен и линий и параллельно изучая свойства материала. После года это обычно размашистые, чаще всего закругленные линии, овалы, спирали. И вот в какой-то момент, уже где-то в три года, малыш начинает искать в своем рисунке реальные образы.
Как правило, ребенок двух лет не знает заранее, что он хочет нарисовать, а ищет знакомые черты в готовом рисунке. Это подобно угадыванию реальных предметов в силуэтах облаков. Иногда малыш называет рисунки сам, иногда просит маму определить, что же это он нарисовал. Постепенно техника совершенствуется, и ребенок уже настолько владеет линией, что может направлять ее в желаемом направлении. Он начинает соотносить задуманный образ с тем, как происходит его воплощение на бумаге.
Излюбленным предметом изображения в этот период становятся люди, прежде всего близкие, и сам малыш.
Нередко дети рисуют животных, которые почти ничем не отличаются от людей: у них такое же лицо, глаза, нос, рот.
О глазах пойдет разговор отдельный. Как известно, глаза — это зеркало души, и дети не могут не замечать, что именно глаза являются главным в человеке. Встречая человека, говоря с ним, мы постоянно смотрим ему в глаза, которыми можно выразить свои эмоции намного лучше, чем словами. Поэтому глаза на детских рисунках огромны, а другим элементам лица и тела отводится второстепенная роль. О руках и ногах автор может вовсе забыть, туловище чаще всего игнорируется, зато голова — большая, и на ней огромные глаза.
Точка, точка, запятая...
Уже к 4 годам ребенок совершенствует свою технику: на рисунках появляются все более пропорциональные образы, появляются более четкие детали, и изображение становится намного реалистичней.
Очень полезно иногда рисовать вместе с ребенком. Этим вы будете стимулировать его интерес к творчеству, так как детям намного интереснее наблюдать за творчеством взрослых, чем рисовать самим.
Крайне ценно как можно дольше сохранить нетронутым творческое начало ребенка. Для этого нужно больше внимания заострять на деталях, рассказывая и объясняя, как устроены цветы, деревья, дома и все, что нас окружает. Рассмотрите вместе с ребенком цветок, обратите внимание, что у него есть серединка и лепестки, стебелек, листочки. А придя домой, попросите малыша нарисовать цветок по памяти. Также можно попросить малыша нарисовать какой-нибудь предмет с натуры.
Никогда не ругайте ребенка за неудачный рисунок. Ни в коем случае нельзя говорить, что он рисует хуже всех в группе или хуже, чем его друг или подружка. Способности у всех разные, и раскрываются они по-разному, поэтому единственное, чего вы добьетесь подобными укорами, — потеря интереса к рисованию.
Малыши очень любят раскрашивать нарисованный предмет. Для этого и придуманы детские раскраски. Еще лучше, если такую раскраску вы придумаете сами и нарисуете его любимую игрушку, например медвежонка или куклу. Малышу будет очень интересно раскрасить нарисованный ему знакомый предмет.
В общем, чем больше фантазии, тем больше вашему ребенку понравится рисовать. И неважно, что он не блещет способностями и не станет великим художником. Помните, чем больше ваш ребенок развивается с малых лет, тем больше в нем закладывается творческого потенциала для взрослой жизни.