Ты мне деньги, а я тебе пистолет... в бак

Давать ли заправщикам деньги за мелкие услуги?

Каждый водитель в прежние годы, наверное, встречался на автозаправках с такой ситуацией: подходит подросток и предлагает помочь заправить бак. Многие не имели ничего против и давали подростку подзаработать, а тот получал маломальские деньги на карманные расходы. Теперь же такой бизнес стал вполне цивилизованным: в последнее время на многих автозаправочных станциях появились так называемые операторы-заправщики — молодые люди в форме, и водителю не надо думать, заправлять авто самому или положиться на умение молодых профессионалов... И если с решением такого вопроса у шофера не возникает никаких проблем, то другой заставляет задуматься, давать или не давать в этом случае чаевые, как это было принято прежде, и как в этом случае не попасть впросак. Чтобы раз и навсегда решить этот немаловажный вопрос, мы решили побывать на нескольких автозаправках, на которых и трудятся наши герои.

Будущего работника встречают по одежке
Уже с раннего утра у заправщиков вовсю кипит работа, машины едут одна за другой, создавая беспрерывный поток, поэтому говорить с молодыми людьми можно только в редкие секунды отдыха, когда им удается перевести дух.
— Мы должны обслуживать клиентов по полной программе, — рассказывает Евгений, оператор-заправщик АЗК N 3. — Поприветствовать, узнать какое топливо требуется, назвать номер колонки, заправить машину, попрощаться и пригласить приехать снова, независимо от того, в каком настроении находится водитель, так как иногда могут и нагрубить. Что касается заработной платы и чаевых, то здесь все четко сформулировано: у нас есть свой рабочий оклад, который нам выплачивает наше руководство (это примерно 5—6 тысяч рублей в зависимости от рабочих часов) и мы не имеем права просить деньги у водителей за обслуживание. Несмотря на то что мы сами не просим, некоторые все же дают, так в одну смену у нас выходит около 100 рублей.
График работы у заправщиков скользящий — нужно отработать 2 дня и 1 ночь, затем 2 дня выходных, но некоторым работникам, которые себя хорошо зарекомендовали, руководство идет навстречу, поэтому кто-то может работать только в ночь, исходя из ситуации.
В основном операторы работают круглосуточно, правда, ввиду того что ночью машин мало, на заправке остается только один человек, но и у него есть свой плюс: ночные смены оплачиваются дороже, в том числе и праздники. Учитывая их, зарплата может доходить до 7 тысяч рублей в месяц.
Несмотря на вполне приличную заработную плату, текучка кадров на заправках большая, а причины вполне понятны: многие операторы — студенты и помимо работы им нужно успевать учиться.
Как и в любой другой работе, здесь тоже есть свои требования, с которыми должен быть ознакомлен каждый. О них нам рассказал Владимир Сакунов, управляющий автозаправочным комплексом N 123: немалую роль имеет приятная внешность, аккуратность в одежде и, как ни странно, образование (или по крайней мере оператор должен быть студентом). Помимо всех перечисленных качеств будущий работник должен предоставить руководству медицинскую справку из наркодиспансера, в которой указывается, что он не состоит на учете.
После всех этих хлопот операторы проходят школу этикета: как поприветствовать клиента, обслужить и попрощаться. Особенно хорошо операторы должны уметь избегать конфликтных ситуаций: не давать повода "для драки" или уметь ее предотвратить. А такие казусы бывают: иногда заправщики не успевают справляться с работой, особенно если большой наплыв машин или работая в ночную смену, когда остается один работник.
Также Владимир дал исчерпывающую информацию и на наш главный вопрос — давать или не давать чаевые?
— Все расходы, связанные с привлечением операторов-заправщиков, берет на себя компания, в которой они работают. В них входит также униформа и молоко, которое выдается каждый месяц в силу вредности работы. Что касается чаевых, то мы против того, чтобы водители давали деньги, но, естественно, и запретить не можем. Если водителю действительно нравится обслуживание, то он может дать на чай, хотя мы, еще раз повторю, это не приветствуем.
Многие водители привередливые и заправляют машины сами
Чтобы удостовериться, что на всех заправочных станциях подобное отношение к тому, что должны делать заправщики, мы побывали еще на нескольких.
На заправке в Рабочем ситуация была немного иная. На стульях вальяжно сидели два молодых человека и с вниманием наблюдали за подъезжающими машинами. На вопрос, почему они не обслуживают водителей, был ответ, что "многие водители привередливые и предпочитают сами заправлять машины, без посторонней помощи ". Похоже, что таких на этой заправке оказалось много, так как ребята не торопились даже предложить свою помощь: по-видимому, они узнавали таких водителей в лицо.
По утверждению заправщиков, с работой они успевают справляться даже в час пик. В месяц "пистолетчики" (как они себя называют) получают 3,5 тысячи, и в их обязанности входит не только заправлять машину, но и следить за порядком на заправке. На этой заправке чаевыми не гнушаются, как признался один заправщик.
График работы у них несколько иной: два дня рабочих и два выходных, ночной же смены нет. Что касается чаевых, то в среднем водители дают по 5 рублей, и за смену в итоге получается около 100 рублей, хотя, как и на других заправках, здесь тоже чаевые не положены. На вопрос, нравится ли им эта работа, один из ребят, Евгений, признался, что нет:
— Вредно для здоровья — постоянный запах бензина, выхлопы...
В заключение хотелось бы напомнить водителям, что, если даже на вас будут смотреть умоляющие глаза заправщика, вам совсем необязательно давать ему чаевые, если вы считаете, что он того не заслуживает. В случае если вас попросят о маленьком награждении, вы имеете полное право отказать.
Не на всех автозаправках вас обслужат должным образом, поэтому следует учесть несколько фактов, на которые вы и можете указать незадачливому вымогателю: оператор должен сразу подойти, как вы остановились, поприветствовать, узнать, какой бензин вам нужен, назвать номер колонки (чтобы ваш бензин случайно не оказался в чужом баке), заправить, пожелать вам доброго пути и при всем этом не нагрубить.
Обратите внимание и на опрятность рабочего: у него всегда должна быть чистая спецодежда. И последнее, но не менее важное правило: ни в коем случае настоящий, вышколенный заправщик не будет просить у вас чаевых. Сегодня это считается дурным тоном.