Пенсионер Михайлов написал 50 000 пословиц

В коллекции Виктора Алексеевича Михайлова — изречения о смысле жизни, деньгах, любви и даже о работе иркутской думы

Пенсионер Виктор Алексеевич Михайлов — своеобразная знаменитость в селе Большая Речка Иркутского района. Все свое свободное время он посвящает сочинению пословиц, поговорок и афоризмов. Число кратких изречений, написанных Михайловым, уже достигло пятидесяти тысяч. Листы с напечатанными на них пословицами давно не вмещаются в большой шкаф письменного стола, но Виктор Михайлович не собирается прекращать свою творческую работу даже после 70-летнего юбилея. Более того, Михайлов взялся еще и за сказки (например, пенсионер создал новый вариант "Репки"), и за народные песни. Несколько издательских фирм на своих условиях предлагали Виктору Алексеевичу выпустить книгу с его творениями. Но пенсионер не хочет отказываться от авторских прав на сочиненные им пословицы и ищет спонсора для издания своей книги.

Тяжелое детство
— Хвастаться я своим умом не собираюсь, да и жалеть меня не надо, — говорит Виктор Алексеевич. — Цель всего, что я делал и делаю в своей жизни, — доказать, что я ничем не хуже окружающих людей, что я равен остальным.
Виктор Алексеевич Михайлов инвалид первой группы. Историю своего детства, напоминающего невообразимо страшную сказку, пенсионер рассказывает с одним лишь условием: никакой жалости. Подобного отношения к себе он не терпит.
— Когда я появился на свет, моим родителям было 12 и 13 лет. Воспитывать меня мама с папой не захотели и, когда мне было всего два месяца, решили от меня избавиться: подбросили в парк в центре Москвы. Меня нашли прохожие. Так я и попал в дошкольный детский дом в небольшом городке под столицей.
В 1941 году началась война. Город, где находился детский дом, оккупировали немцы. Во время бомбежки Витя вместе с воспитательницей упал со второго этажа здания и долгое время после этого пролежал в госпитале. Одна из работниц госпиталя усыновила его и увезла к себе в деревню. Туда тоже пришли немецкие войска и расстреляли всех членов приемной семьи. В живых остался один Витя.
— До 12 лет у меня было сознание и умственное развитие годовалого ребенка, в школе я не учился, — рассказывает Виктор Михайлов. — Жил я в детдоме, побирался у прохожих на улице. Тогда я познакомился с человеком, который впервые рассказал мне народные сказки, пел песни. Это был слепой дед Анисим, вместе с которым мы просили подаяние. Его рассказы и песни и повлияли на многое из того, что я пишу сейчас.
После долгих скитаний Виктор оказался в детском доме на Урале, под Свердловском.
Первую получку истратил на конфеты
В уральском детском доме Виктор Михайлов прожил до восемнадцати лет. По достижении этого возраста у всех воспитанников детского учреждения был выпуск. Виктора Михайлова отправили в колхоз "Шайтанка" в Нижнем Тагиле работать извозчиком.
— Через три дня я оттуда сбежал. Я хотел получить нормальную профессию, — рассказывает Виктор Алексеевич. — В восемнадцать лет я впервые пошел в школу, в первый класс. Одновременно работал в колхозе учеником сверловщика.
Наиболее яркое воспоминание тех времен — это первая зарплата в колхозе. Даже сейчас Виктор Алексеевич не может говорить об этом без волнения и трепета.
— Я никогда рубля-то и не видел, что такое деньги не знал, подкармливали меня знакомые и соседи. А тут мне дали первую зарплату — сто пятьдесят рублей! Батюшки! А я мечтал конфет, мороженого наесться. Взял наволочку от подушки, как мешок, и побежал в магазин. Купил на всю зарплату конфет-подушечек. Прибегаю к своей подшефной в общежитию и говорю: "Вот я зарплату получил, конфет купил". А она меня спрашивает: "Где деньги-то?" А денег-то нет — я все истратил. Притом что килограмм конфет тогда стоил один рубль!
Продал баян и костюм, чтобы приехать в Иркутск
Свою настоящую мать Виктор Михайлов нашел, когда ему было двадцать лет. Она была старше его на 12 лет, а возраст ее сожителя превышал возраст Виктора всего на полгода. Эта встреча оказалась слишком тяжелой для здоровья Михайлова: он получил тяжелую психологическую травму, попал в больницу и пролежал там длительное время, после чего получил инвалидность первой группы.
Десятилетку средней школы Виктор Михайлов закончил в тридцать шесть лет. К тому времени судьба закинула его в Якутию. Когда Виктор Алексеевич решил поехать в Иркутск и поступить на филологический факультет Иркутского государственного университета, он продал единственное свое тогдашнее имущество — баян и новый костюм — и на эти деньги купил билет до Иркутска. В кармане у него тогда было 76 копеек.
— В университет, несмотря на то что у меня были проблемы с речью, я заикался, меня приняли, — говорит Михайлов. — Но только не на филологический, а на тогда еще только открывшийся факультет журналистики.
Куда веточкой ткну — туда и поеду
Поступлению в университет Виктор Алексеевич ужасно обрадовался. Уже тогда он начал писать стихи и даже сочинил свою интерпретацию некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Творение Михайлова называлось "Кому живется тяжко и худо на Руси". Свое произведение Михайлов неоднократно читал на улице, чтобы все слышали.
"Куда, куда, проклятая,/Утроба ненасытная,/Назад, чертовка блудная,/Аль мало нажралась?/Беги, беги, коровушка,/На бархатное полюшко/И вволю, в мою волюшку покушай досыта..." — декламирует отрывки из своей поэмы Виктор Алексеевич.
Писал Михайлов и стихи под Владимира Маяковского. Легко мог подражать любому поэту.
На факультете журналистики Виктор Алексеевич учился заочно, одновременно работал на стройках, на заводах. После окончания университета Михайлов работал во многих иркутских газетах, но нигде не задерживался больше года.
— Меня увольняли не за то, что я был ленивым, а потому, что я был строптивым, максималистом, — признается Виктор Алексеевич. — Теперь понимаю, что не надо было быть таким твердолобым правдорубом, каким я был.
В качестве свободного корреспондента Виктор Алексеевич Михайлов объездил всю тогдашнюю СССР.
— Бывало, приду я на вокзал, встану спиной к большой карте Советского Союза, веточкой ткну наугад — куда попаду, туда и поеду. А денег — рублей двадцать-тридцать в кармане. Ну я и зайцем. Просил пассажиров поезда, и они меня на время, когда заходил контроль, прятали в ящики для багажа.
"Носить бы им трусы во рту"
Некоторое время Виктор Алексеевич работал учителем в одной из школ Иркутской области. Но потом у него произошло очередное несчастье: во время урока с ним случился удар. Потом опять череда больниц. После лечения Виктор Алексеевич оказался невостребованным ни на одной работе. Денег было немного, и, чтобы хоть чем-то заняться, Михайлов ходил по магазинам и, не имея возможности купить, просто листал интересные книжки и читал отрывки из них.
Однажды ему на глаза попался словарь пословиц Владимира Даля. Михайлова возмутила грубость одной из пословиц известного знатока русского языка: "Дураки да бешены — знать, не все порешены". Возмущение было настолько велико, что у Михайлова в голове сразу сложились строки в ответ на прочитанную пословицу: "Иным прикрыть бы срамоту не ту, носить бы им трусы во рту, потому что срамота у них исходит изо рта".
Вначале собственные пословицы и поговорки возникали у Михайлова как ответ на уже известные народные. Например, высмеивая абсурдность всем известной пословицы "Милые бранятся — только тешатся" Виктор Алексеевич сочинил шуточную поговорку: распотешу, как потеху, да милому в ухо въеху, а милой мне заехал — во потеха.
Через некоторое время Виктор Михайлов стал записывать собственно сочиненные пословицы. Изучил всю литературу о русских и иностранных пословицах, всех авторов, которые когда-либо занимались сочинением пословиц.
Депутаты и Жириновский стали героями пословиц
Теперь количество оформленных в письменном виде кратких изречений уже перевалило за пятьдесят тысяч. Кроме пословиц в творческом арсенале Михайлова есть и поговорки, и афоризмы, и эпитафии. Но большую часть арсенала Виктора Алексеевича представляют все-таки краткие пословицы. Все они разделены на группы под общими темами, например: "Какие мы есть", "Про любовь" или "Про деньги". Частенько пословицы Владимира Даля давали Виктору Михайлову мысли для своих пословиц, но плагиатом он никогда не занимался. К тому же пословицы Михайлова выдержаны в современной тематике.
Например, современные пословицы о любви:
"Не всяку блажь любовью мажь"
"Знаю точно, а не вроде: любовь у нас давно не в моде"
"Поиграл любовь спьяну — наплодил детей с изъяном"
"Если хочешь карьеру, любовь — к барьеру"
Есть у Михайлова особо злободневные пословицы. Например, про деньги:
"Был жизни рад, пока не стал богат, Гонялся раньше я за дичью, теперь сам дичью стал".
"Не знаю лучше я родни, чем они — монеты золотой казны"
Есть в арсенале Михайлова и пословицы про Иркутск, про местную городскую думу, про депутатов и про пенсию. По словам Виктора Алексеевича, после просмотра политических новостей в его голове сразу рождается целый ряд пословиц. Например:
"Дума даст нам на кусочек, а плати за каравай".
"Ах, какая нашу дума душечка, пенсию на шерсточку прибавит, а ценою шкуру всю сдерет".
"Пенсия едва-едва на черепахе, цены мчат на рысаках".
Или про депутатов:
"Пока не выбрали меня, я ангел Божий, а там — сам черт под кожей".
"Мы всем и все богаты, да не по уму растраты".
"Мы сами виноваты, если наши депутаты хищны и горбаты".
"Долг депутата — держать Россию в долгах, а народ в нищете".
"Ничем ничего не умеет, а депутатским мандатом владеет".
Или афоризм: "Если тело всей страны страдает, какая у него должна быть дурная голова!"
"Иркутск не столица, а все равно в Иркутске чище лица".
"По одной уродине не суди о родине".
Есть у Виктора Алексеевича пословицы про президентов. И даже посвященная Жириновскому:
"Пес все в Думе заседает, а все как прежде — лает, лает".
Пословицы Михайлова не раз публиковали в газетах и журналах. Сейчас пенсионер не прекращает сочинять новые пословицы и ищет спонсора, который поможет ему издать книгу — сборник собственных творений.