Иркутские экранопланы преследует злой рок

Ни один из многочисленных проектов строительства "машины будущего" так и не был доведен до конца

Испытания двухмоторного экраноплана СДП-09, которые планировалось провести в Иркутске в 2004 году, так и не состоялись. Тем самым проект создания в регионе центра по разработке и строительству принципиально новых летательных аппаратов в очередной раз отложен на неопределенное время.

"Орфей" сгинул в подвалах Иркутского ВЦ
Мы уже неоднократно рассказывали о различных проектах строительства экранопланов в Иркутской области. Напомним, что первые испытания подобного летательного аппарата в регионе прошли в Листвянке в апреле 1970 года и сопровождались весьма любопытными подробностями.
Машина АДП-04 (аппарат на динамической подушке) была разработана учеными из Иркутского политехнического института. Аппарат был оснащен 13-сильным мотором от мотоцикла "ИЖ-Планета". Как вспоминает один из разработчиков проекта В.В.Суржик, пробные разгоны и попытки пилота взлететь результатов не дали — мощности двигателя явно не хватало.
— Замерзшие и измотанные, мы стояли на льду, лихорадочно размышляя, что делать дальше, — продолжает Суржик, — и тут Панченков (руководитель проекта. — Ред.), пристально поглядев на аппарат, предложил: "Пусть он погоняет пустой — а вдруг взлетит?" Тогда я слил из бака почти весь бензин, оставив только на несколько минут работы мотора. Затем закрепил руль направления, чтобы аппарат бегал по кругу, и запустил мотор. АДП-04 начал описывать вокруг нас круги, разгоняясь все больше и больше, и... взлетел! И хорошо полетел, устойчиво! Словно дразня нас, он кружил надо льдом, а ветер неумолимо сносил его в сторону открытой воды. Мы бежали за ним, досадуя, что не додумались привязать к нему хотя бы веревку, что еще чуть-чуть — и результаты двух лет работы исчезнут в Ангаре! К счастью, бензин вскоре закончился, и АДП-04 сел на лед..."
На переделку в пилотируемый вариант с установкой более мощного двигателя М-63 (32 л.с.) ушел год. Модернизированный АДП-04М до весны 1971 года повергал в изумление жителей Листвянки своими полетами. По их итогам начали проектирование и подготовку постройки на Иркутском авиазаводе большого экраноплана АДП-05 с пассажирской кабиной.
Строительство "пятерки", в ходе работ переименованной в "Орфей", продолжалось до 1983 года. Машину дорабатывали на собственной базе в Балаганске, но в воздух она так и не поднялась. Интерес к проекту пропал, база была заброшена и растащена местными жителями. Впрочем, имеется информация, что остатки "Орфея" все же были вывезены из Балаганска и хранятся на закрытой территории Иркутского вычислительного центра.
Аналогичная участь постигла и другие иркутские экранопланы.
"Байкал-2", в свое время опробованный на воде и на льду, законсервировали и оставили на хранение на лодочной станции в заливе ИСХИ "до лучших времен", которые, кстати, не наступили до сих пор.
"Иволга-2", заинтересовавшая в свое время Верхнеленское речное пароходство и прошедшая испытания на Иркутском водохранилище и на Байкале, была увезена в Москву. Там владелец крупной туристической фирмы, некий г-н Буковский, инвестировал строительство пяти аппаратов, намереваясь впоследствии быстро окупить их на круизах по Байкалу. Как фактически идут дела по реализации проекта — пока неизвестно.
Еще один аппарат, который называли по имени его разработчика экранолетом Берковского, вплоть до 2000 года стоял на авиазаводе возле цеха N 43. Сам Берковский уехал пробивать проект в Америку, да так и не вернулся...
"Есть основания считать, что машина будет востребована"
В этом году ожидались серьезные испытания двухмоторного экраноплана СДП-09, разработкой которого занимается венчурное предприятие ЗАО "Технологии СДП".
Расчетные показатели аппарата обнадеживали: с двумя моторами по 220 л.с. и полезной нагрузкой около 800 кг (2 пилота и 8 пассажиров) при взлетной массе 2600 кг он должен пролететь 1500 км на высоте 0,7—1 м со скоростью 130—150 км/ч, израсходовав 300 л топлива. При его строительстве использовались обводы катера "Сарепта" для носовой части аппарата и кузов "Тойоты-Калдины" для пассажирской кабины.
Зимой 2003—2004 гг. в заливе ИСХИ создали испытательную базу — возвели ангары, у берега поставили причальную баржу. Но злой рок, нависший над иркутскими экранопланами, как выяснилось, никуда не исчез.
В марте 2004 года первые испытания СДП-09 на льду продлились недолго — установленные хондовские моторы не развили даже 2/3 мощности. Решено было установить тойотовские двигатели с турбонаддувом 3S GTE . Их заказали во Владивостоке, но получили только один. После 50% проплаты другого двигателя фирма поставщика исчезла. Летние испытания 2004 года снова не состоялись.
А в июле в авиакатастрофе погиб инвестор — Павел Скороходов...
— На сегодняшний день вопрос о финансировании неясен, хотя есть определенная уверенность, что работы будут продолжаться, — рассказывает менеджер проекта А.С.Ситнов. — Уже есть основания считать, что машина будет востребована. Сейчас многие ждут результатов испытаний.
У создателей СДП-09 действительно имеются письма, которые можно считать протоколами о намерениях. Эти письма и от российских заказчиков, и от зарубежных — аппаратом серьезно заинтересовались в Южной Корее, информационные материалы по СДП-09 сейчас прорабатываются и в Китае...

{Еще в начале прошлого века авиаторы столкнулись с необычным явлением — иногда при движении у самой земли самолет неожиданно для пилота обретал дополнительную подъемную силу — вместо устойчивого полета он взмывал вверх и на управление не реагировал.
К началу 30-х годов загадку этого явления удалось раскрыть — на малой высоте поток воздуха зажимается между крылом и землей и, уплотняясь, создает динамическую воздушную подушку. При этом обтекание воздухом меняется так, что лобовое сопротивление крыла уменьшается и самолет становится более "летучим". Явление назвали эффектом влияния земли, а позже — экранным эффектом. Со временем в авиации от этой проблемы избавились при помощи посадочных щитков — выпускаясь из крыла, они изменяли его подъемную силу и вынуждали самолет снижаться.
Однако вскоре стали появляться проекты по созданию летательного аппарата, который не боролся бы с экранным эффектом, а наоборот, использовал его. Эти машины назвали экранопланами.}