Наркоборцы взялись за кактусоводов и айболитов

Под пристальное внимание правоохранительных органов попадают далекие от наркобизнеса люди

Два постановления (за N 453 и 454), регламентирующие легальный оборот наркотиков, выпустило Правительство РФ в начале сентября. В частности, в этих документах речь идет об очень мирных людях — айболитах-ветеринарах, использующих в своей работе кетамин, и кактусоводах-любителях, которые выращивают на подоконниках растения с сомнительной репутацией. У многих постановления вызвали вполне понятное раздражение: не с ботаниками надо бороться, а с представителями наркомафии! Тем не менее корреспондент "СМ Номер один" попытался разобраться в запутанных отношениях садоводов, ветеринаров и представителей антинаркотического ведомства.

{Основной вопрос в том, как кетамин попадает к ветеринарам. Если это не регламентировано, значит, они добывают его нелегально и, значит, есть пути его утечки со складов медикаментов, из лечебных учреждений.}

Страдают животные. Наркоманам хоть бы что...
Кетаминовая истерия началась с прорехи в законах. Дело в том, что это вещество, идеально подходящее для анестезии, не было внесено в список лекарств, официально используемых в ветеринарии, поэтому айболиты доставали его своими, неофициальными путями. И вот власти решили устроить показательный процесс над одним из ветеринаров. История эта наделала по стране немало шума. В итоге под давлением общественности ветеринара освободили, а на свет появились уже упомянутые правительственные труды.
Заведующая городской ветеринарной клиникой Юлия Яцук категорически утверждает, что в ее практике или в практике ее знакомых коллег не было ни одного случая, чтобы наркоманы попытались в ветеринарных лечебницах добыть кетамин. А вот ветеринарам он крайне необходим для полостных операций.
— Конечно, кетамин можно заменить другими препаратами, но каждый ветеринарный врач вам скажет, что кетамин наиболее удобен для анестезии животных. Он вызывает глубокий сон и имеет минимальные побочные эффекты. Нам рекомендовали применять рометар (ксевазин), но он вызывает только общую анестезию, оставляя животное в сознании.
Сейчас кетамин в Иркутске не используется. Постановление N 453 об использовании наркотиков в ветеринарии вышло месяц назад, и еще никто из ветеринаров не получил лицензию на использование кетамина.
Недавно пришло новое лекарство из Москвы со смешным названием — золетел. Его используют в сочетании с рометаром и другими общими анестетиками и седативными препаратами — того эффекта, который раньше достигался кетамином, сейчас приходится достигать сочетанием трех-четырех препаратов.
С точки зрения науки
Постановлением N 454 запрещены семь растений: кактус вида лофофора вильямсии, кокаиновые кусты эритроксилоны, галлюциногенные грибы псилоцибины, трава эфедра, мак с коноплей и таинственное растение кат.
— Я не вижу в этом особого смысла, — высказал свое мнение к постановлению Виктор Телятьев, заведующий лаборатории фитотерапии СИФИБРа.
Ни кока, ни кактус, ни таинственный кат в России не произрастают. Они настолько замысловаты и прихотливы в быту, что культивировать их не имеет никакого смысла.
Эфедра в Сибири называется кузьмичевой травой, и эфедрина в ней крайне мало — 1% от веса сухой травы. Да и сам эфедрин, строго говоря, не является ни наркотическим, ни сильнодействующим веществом — он используется для снятия бронхоспазма, при астмах, бронхитах и прочих заболеваниях, связанных с легкими.
— Я не знаю, почему его сделали наркотиком, — растерянно признался Виктор Васильевич. — Эфедра растет по всей Сибири как дикорастущее растение. Хвощева эфедра, источник эфедрина, растет в Казахстане, но эфедрин в фармацевтике сейчас применяют синтетический — он дешевле. Ката в России нет вообще, как и кокаинового куста. Кактус можно вырастить в домашних условиях, но кому и зачем это может понадобиться, когда есть более доступные и сильные наркотики, не понимаю.
Что касается конопли, то, по мнению Виктора Телятьева, в Бурятии, Иркутской и Читинской областях произрастает конопля сорная или дикорастущая. Она содержит минимальное количество канабинола, причем только в период цветения.
Поэтому с точки зрения науки есть рациональное зерно только в запрещении культивирования мака. Их два вида, масличный и собственно опийный. Опийный от масличного отличается тем, что у него на лепестках рисунок в форме глазка и обильное содержание латекса, который при высыхании дает опий.
Наркоманский кактус растет три года
Светлана Сизых, работающая в Иркутском ботаническом саду, главный редактор газеты "12 месяцев" и, кроме прочего, кактусовод-любитель, долго не могла понять смысл постановления N 454 в том его пункте, который касается кактуса. Непонятно, против кого оно направлено. Кактус сам в России вырасти не может, это растение южноамериканское. Значит, выращивать его могут только люди заинтересованные — либо наркоманы, либо ботаники.
С наркоманами все понятно изначально. Они люди больные, зависимые, а следовательно — нетерпеливые. А кактус лофофора вильямсии — это один из самых медленно растущих видов кактуса: нужно три года, чтобы вырастить растение размером с пятирублевую монету. Наркоманов с таким терпением не бывает по определению — учитывая легкость приобретения в России, в Иркутске и везде синтетических наркотиков.
С ботаниками получается еще смешнее. С одной стороны, у кактусоводов, живущих в стандартных квартирах, огромные коллекции различных видов кактусов — обычно они составляют не менее 400 видов, иначе другие кактусоводы вас засмеют как полного лоха. По этой простой причине никто не может позволить себе роскошь иметь более одного экземпляра одного вида кактуса — не говоря уж о трех, караемых законом по постановлению N 454. В этом просто нет необходимости — лофофора не является ни редким, ни ценным видом, поэтому в частных коллекциях он представлен единственным экземпляром.
Государство регламентировало ветеринаров и садоводов
Прокомментировал всеобщее недоумение начальник отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков Александр Ростовцев. По его мнению смысл постановлений N 453 и 454 не в немедленных карательных мерах, а в определении отношения государства к некоторым веществам, которые не попадают в списки нелегального оборота наркотиков.
— Кетамин является сильнодействующим веществом, а законом не определены правила его использования. Ветврачи этим не занимаются, документов, регламентирующих использование кетамина, до сих пор не было. Постановление N 453 не запрещает использование кетамина, а только определяет механизм — нужно получать лицензию на его использование, хранить в защищенном месте.
— Есть какие-то особые причины, чтобы антинаркотическое ведомство занималось достаточно "легким" и малораспространенным кетамином?
— Дело в том, что кетамин не выделишь, он стоит наряду с другими перечисленными в постановлении веществами. Ведь основной вопрос в том, как он попадает к ветеринарам. Если это не регламентировано, значит, они добывают его нелегально и, значит, есть пути его утечки со складов медикаментов, из лечебных учреждений.
Что касается запрещения культивирования некоторых растений, Александр Валерьевич считает, что это положение лежит больше не в практической, а в юридической плоскости. Оно созвучно с международной конвенцией по контролю за наркотиками, принятой во всем мире. А поскольку климатические зоны разные, разная флора, то случаются некоторые казусы. Например, запрещенные постановлением кат и кокаиновый куст вообще не растут и не культивируются на территории РФ. Поэтому для Иркутска более актуальны ограничения на мак и коноплю. А то, что местная конопля содержит мизерное количество наркотического вещества, да и то только в период цветения, Александр Ростовцев считает вопросом спорным:
— Это вопрос к экспертам. Нам известно, что из любой конопли эти вещества в той или иной степени выделяются.
— В постановлении определены предельно допустимые концентрации растений в одном месте...
— Да, это необходимо для определения ответственности. Если у человека на огороде обнаружено меньше указанных размеров, то ответственность административная, по статье административного кодекса 10.5 ("Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в перечень") или по статье 10.4 ("Ненадлежащий учет и охрана растений"). Если же больше, то автоматически наступает уголовная ответственность по ст. 231: состав формальный, тяжких последствий не требуется, наказание следует уже собственно по факту выращивания. Если гражданин выращивает с целью сбыта или производства наркотиков — это совокупность статей, ст. 228 — "Незаконный оборот наркотических веществ".
Если среди ветеринаров теперь наступила определенность, то ботаники существуют в неустойчивом равновесии. С одной стороны, никто их трясти за шиворот не собирается — всем понятно, что закон направлен против наркоманов, а не нормальных людей. С другой стороны — меня терзают смутные сомнения. Вот эфедра, она же кузьмичева трава, является растением дикорастущим. Растет по всей Сибири. И если у меня на даче, где-нибудь в углу, в виде сорняков незаметно вырастет одиннадцать травинок, то меня что — формально можно отдавать под суд?