Куклы для взрослых

В последние дни сентября в Иркутском областном театре кукол "Аистенок" состоялась премьера пьесы "Зверь"

Режиссер Сергей Булдаков "Зверя" ставит уже не впервые. Еще в 1988 году в Абаканском театре зритель увидел тогда нашумевший, остропублистический спектакль. В газетах писали, что автора нужно расстрелять за такую постановку. Спектакль был запрещен. Но спустя 16 лет Булдаков снова поразил общественность. 28 сентября в театре кукол "Аистенок" состоялась премьера на этот раз кукольного "Зверя".
Этим событием театр решил открыть свой 70-й театральный сезон, а заодно и узнать мнение иркутской общественности по поводу увиденного. Для этой цели на премьеру были приглашены театральные критики, актеры, преподаватели, студенты. После просмотра зрители высказывали свое мнение о постановке.
Спектакль был поставлен по одноименной пьесе М.Гиндина и В.Синакевича. Новые люди — уроды — скитаются по разрушенной и опустевшей земле в поисках себе подобных. Находят зверя — обыкновенного человека с шерстью на голове. И та любовь и привязанность, возникшие между зверем и новыми людьми, рушится под натиском стереотипов и обстоятельств. В пьесе человека побеждает новое — пошлое, извращенное, уродливое.
Театр в этой постановке прибегнул к новшеству: были использованы большие куклы. И как верно заметил один критик, такие примитивные маски очень сложно заставить работать, но сегодня они ожили.
На обсуждении спектакля многие зрители высоко отмечали именно игру актеров, которые сумели только через голос и маску передать всю сложность, злободневность и красоту авторской мысли.
В зале были моменты, когда после прочтения монолога и секундного затишья на сцене ощущалось лишь дыхание зрителей и ничего больше. Как говорят театралы, это и есть тот момент, ради которого стоит творить искусство.
Стоит отметить и техническое исполнение. Совершенно неожиданный цвет увидел зритель в этой постановке. Разруха на земле представилась художнику в светло-голубых и бежевых тонах, а сами люди в одеяниях богов выглядели слегка иронично.
И все это как нельзя лучше и удачнее сочетается с главной темой и мыслью спектакля. Чувствуется стиль, почерк создателя. "Зверь" захватывает и очаровывает. Казалось бы, кукла, но живет, поет песни, плачет, говорит о прекрасном и о том, что мы часто стали забывать.