О вреде истории для здоровья нации

В одном из популярных ныне сборников афоризмов попалось мне изречение французского поэта Валери. Уж не знаю, чем еще знаменит сей Валери, но, судя по следующему отрывку, ум у него был острый и безжалостный. "История, — пишет он, — это самый опасный продукт, вырабатываемый химией интеллекта. Она заставляет мечтать, она опьяняет народы, порождает у них ложные воспоминания: вызывает у них манию величия и манию преследования и делает нации желчными, нетерпимыми и тщеславными. История оправдывает все что угодно. Она не учит абсолютно ничему, ибо содержит в себе все и дает примеры всего".

Начнем с того, что историю вообще трудно назвать наукой. Это же не математика какая-нибудь с ее испытанной методой признания любого утверждения истинным или ложным. Фундаментом истории Древней Руси, например, служат летописи, которые друг другу противоречат. Время от времени историки, неизвестно, на каких основаниях (скорее всего, по приказу свыше), признают одни из них правдивыми, а про остальные уверенно заявляют: летописец ошибался. Вот Нестор, автор "Повести временных лет", по мнению историков, у нас почти не ошибался, хотя оригинала его работы никто в глаза не видел и ее, может быть, сочинял какой-нибудь дьячок сельской церкви, которому хотелось историю Руси изложить как сплошную "лепоту".
Тридцать лет назад бестселлером была толстенная книга "Память" лауреата Ленинской премии Чивилихина. На сотнях страницах со слезой ведалось о жестокости монголо-татар, о непоправимом ущербе, который нанесли они Руси, задержав нас в историческом развитии, позволив другим народам, которых мы грудью защитили от монголов, обогнать нас. Основным оппонентом Чивилихина был знаменитый ныне историк Лев Гумилев. Собственно, против него и написана была "Память", ибо Гумилев, расширив круг источников (которые нисколько не "научнее" чивилихинских, просто писаны не только славянами), стал доказывать, что никакого ига не было, был союз московских князей и татарских ханов, единая империя, одно государство, расколовшееся после принятия татарами ислама.
Тридцать лет спустя книг Чивилихина не найти даже в библиотеках. Труды же Гумилева, запретные в 1970-х, сейчас во всех книжных магазинах на видном месте. Правда, теорию о дружбе русских и татар, как о великом евразийском союзе, направленном против европейской цивилизации, прежде всего против католичества, так и не приняли в качестве официальной. Хотя в целом она выглядит менее противоречивой, более похожа на "лепоту". Но, видимо, власти не хочется менять историю. Выгодней считать Россию несчастной, которой мешали развиваться нормально. Кроме того, наша официальная идеология ориентирована на Запад. Вспомните, как в начале перестройки и реформ мы старались равняться на так называемый "цивилизованный мир". Под ним разумелись Париж и Нью-Йорк. А Китай, который не равнялся на цивилизованный мир и обогнал нас, мы тогда считали за тоталитарный заповедник, у которого учиться нечему.
Это я не к тому, что Китай нам ближе, чем Америка. Строго говоря, в России живут не американцы и китайцы (пока что), потому и надо жить по-русски. Как китайцы живут по-китайски, а американцы по-американски. Но как узнать, что такое "любить по-русски", если из истории нашей можно всяких примеров насобирать?
Вот маршал Жуков — национальный герой, победитель немцев. С него ли нам взять пример? Можно и с него, надо только вспомнить всю ЕГО историю. Вспомнить, как он отдал приказ на десятках тысячах живых советских солдат испытать ядерное оружие на Тоцком полигоне. Таких людоедов, как Жуков, история мало знает. Как быть?
Самим историкам тоже нелегко. Наши академики при Сталине, например, историю излагали так, потом эдак. И ссылались при этом на одни и те же источники. А что дети? Они доверчивы, им хоть какую лапшу на уши вешай, они будут довольны, лишь бы "лепота" была; лишь русские были завсегда хорошие, а другие не завсегда, а только когда с нами дружили.
Мастера культуры тоже лепили таких героев истории, каких от них требовала власть. Иван Грозный всегда считался в русской истории злым гением, параноиком, отбросившим Россию (совсем как татарин) на сотню лет назад. А Сталин повелел его считать самым прогрессивным русским царем, вот и считали. Малюта Скуратов в обаятельном исполнении Михаила Жарова в фильме Эйзенштейна стал образцовым арийцем, человеком из народа, который верно служит власти и защищает ее от шпионов Запада. Был у нас такой период, когда Запад считался растленным, загнивающим, а Восток — восходящим солнцем нового мира. Кстати, впервые радикальные мусульмане джихад объявили Америке и Европе с подачи Коминтерна и ЧК в 1921 году в Баку на Съезде народов Востока.
В общем, хоть и считается Гумилев классиком, хоть его труды и популярны, но всерьез его не воспринимают. Официальная власть пока не дала добро на новую древнюю историю, на другие наши корни. А вот в бывших республиках СССР уже переписали историю.
Это мы сами себя считаем хорошими. Еще, пожалуй, в Армении и Беларуси нас еще считают за "прогрессивную силу". На Украине же учебники истории прямо описывают нас как уничтожителей вольной Украины. Вышедший недавно фильм о Мазепе показал, как Петр Первый, изнасиловав русского солдата (наш император был бисексуалом) и возбудившись, начал громить шведов под Полтавой. А гордый Мазепа отказал императору в скупых мужских ласках, и Украину лишили независимости.
Казахи и туркмены, как явствует из их учебников истории, вообще сейчас были бы "среднеазиатскими драконами", преуспевающими нациями, если бы не зверства русских захватчиков. Даже грузины, напросившиеся к нам в империю, из-за которых мы поссорились с чеченцами, кроют нашего брата славянина последними словами. Напомню, что после присоединения Грузии к Российской империи решили построить дорогу из России в Грузию. С этой дороги и началась наша война на Кавказе. Гордым горцам не понравились чужаки, явившиеся на их родовые земли строить свои дороги. Кстати, эта война спровоцировала принятие чеченцами ислама. До Ермолова они были язычниками и вполне добрососедски, хотя и не без ссор, жили с православными гребенскими казаками (если верить Льву Толстому).
Да что мне вам рассказывать! Наше поколение стало свидетелем, как одним махом, легко и просто история народа становится иной. До 1991 года мы имели одну историю ХХ века, после падения коммунистов — другую. Вывод: прошлое любого народа такое же, какое у него настоящее. Кто у власти, тот заказывает историю. Парят народу голову, втемяшивают что хотят. И так было всегда, и так было везде, не только в России. Как верить учебникам и книгам? Я не знаю. Потому и не верю, а читаю между строк.
Кому верить? Украинским учебникам истории или московской версии о братском воссоединении Украины и России в 1648 году? У нас издают нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. Читаю: все там русские, все там православные — и казаки, и князья Вишневецкие, и все это называется не освободительной борьбой украинцев с польской шляхтой, а гражданской войной между РУССКИМИ (?!), в которой Хмельницкий предался Москве. А читаю Гоголя — что ляхи (поляки), что жиды, все они нехристи и вражины.
Грамотному человеку легче задурить голову. Вы никогда не обращали внимание на то, что с распространением грамотности, книг, газет, телевидения дураков стало больше? Как говорил Чехов, университет развивает все качества человека, в том числе глупость.
Если считать дураком человека, который знает пару истин, читал пару книжек и ничего больше не воспринимает, не способен к критическому восприятию мира и пропаганды, то, безусловно, дураков стало больше. Таких "умников" очень любил изображать Шукшин, чуя опасность того, как из простого мужика делают безмозглый рупор ходячих истин, а он теряет индивидуальность, от земли, а не от книжки идущую свою силу. Не зря коммунисты так добивались всеобщей грамотности.
Не лучше ли читать учебники истории с руками, засунутыми в карманы? В одном кармане сложим пальцы крестиком, а в другом — дулю. Иначе психическое здоровье нации будет под угрозой. Мало ли что еще придумают академики истории по заказу властей. Завтра скажут, что мы все от китайцев произошли, они наши старшие братья. Что, верить им? Считайте меня мракобесом, но я не поверю, что произошел от китайцев. Как не верю в горячую любовь чеченского народа к русскому. Как не верю в то, что творящееся у нас уже 15 лет безобразие называется демократией.
Вы не задумывались, почему Отечественную войну выиграло поколение, которое вообще не учило историю (при большевиках до середины 30-х она не входила в школьные программы, а более старшие возраста вообще были малограмотны)? На каких героях истории их воспитывали? А герои жили рядом — Чкалов, Стаханов, Горький...
Когда народ не имеет героев, становится актуальной история. Тот же Гумилев говорил, что великие народы творят историю, не заботясь об историках, а их потомки, кроме хождения в исторические музеи, ни на что уже не способны.