Олени на Белой скале

Бухта без креста
На Байкале, недалеко от поселка Еланцы, в бухте под названием Крестовая в этом году открылась маленькая турбаза. Несколько одноэтажных корпусов с комнатами на два и на четыре человека, баня, столовая, бойлерная и спортивный склад со всевозможным инвентарем. Турбаза как турбаза - сейчас их на славном море пруд пруди, и частных, и ведомственных. Эта, очевидно, построена под "крышей" правоохранительных органов, так как на вывеске перед въездом написано "Турбаза Крестовая. УВО при УВД". Почему бухта, а теперь и турбаза, носят такое название, выяснить пока не удалось. Никаких следов креста на кручах, охвативших короткий участок берега, не видно. Зато змеи водятся в изобилии - под камнями прячутся серые щитомордники, поэтому ходить по горам нужно с оглядкой. Черные древесные скелеты напоминают о пожарах, вызванных молниями.
В двух километрах от Крестовой находится фермерское хозяйство, откуда в столовую ежедневно поступает молоко. Предприимчивый мужик лет десять назад прикупил здесь землю, обстроился и сейчас всем семейством держит полторы сотни коров и семь лошадей с жеребцом. На обширном участке - копны свежескошенного сена и новенький трактор. Много труда вложено.
Но здешними достопримечательностями являются не змеи и не фермеры. Начальник турбазы за символическую плату возит гостей на бортовом "уазике" в соседнюю бухту СаганЗаба, что в переводе с бурятского Белая Скала. Бухта эта - одно из редчайших мест в Сибири, имеющее всемирную научную ценность, но совершенно не нужное нашему государству.
Первооткрыватели
Когда четыреста лет назад казачьи ватаги вторглись в неведомую страну и увидели наскальные изображения, то решили, что это не просто рисунки, а письмена, оставленные ее древними обитателями. Потому и назвали их "писаницами" или "писаными камнями". Коренное население считало эти скалы священными местами предков, рисунки - произведениями духов и окружало их атмосферой культа. Писаные камни есть на Томи и Енисее, Лене и Селенге, на Тунгуске и Байкале.
Первые документальные сведения о писаницах появились еще в первой половине XYII века. Около 1645 года неизвестный автор одного из русских хронографов писал: "Не дошед Кузнецкого острогу, на краи реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем писано: "Звери и скоты и птицы и всякие подобия". В 1675 году русский посланник Николай Спафарий, отправленный ко двору китайского императора, проезжая через Енисей, увидел на скалах загадочные изображения: "А до большого порогу не доезжая, есть место, утес каменный, по Енисею. На том месте есть вырезано на камени неведомо какое письмо, и меж письмом есть и кресты вырезаны, также и люди вырезаны, и в руках у них булавы и иные многие такие дела... Никто не ведает, что писано и от кого".
Не могли не заинтересоваться сибирскими писаницами и участники великих камчатских экспедиций Г.Миллер и И.Гмелин, которые в первой половине XYIII века исследовали Сибирь, в частности прошлое ее племен и народов. Когда Миллер добрался до здешних мест, то написал следующее: "Здесь родина бурят, у которых существует обычай почитать священные скалы. Каждая скала этого рода называется ими Айеху-чоло, то есть "заставляющая вздрогнуть скала", и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлении и желающие доказать свою невиновность, прибегают к подобной скале и обхватывают ее обеими рукам, будучи твердо убеждены в том, что если ложно поклянуться, то немедленно умрут. Такая "заставляющая вздрогнуть скала" находится у Байкала, к западу от того места, где вытекает Ангара".
Не о Саган-Забе ли писал знаменитый ученый?
Легенды о звере-солнце
О рисунках на Шишкинских скалах, находящихся между Качугом и Верхоленском, писали многие, в том числе академики Владимир Обручев и Алексей Окладников. Изображения на Белой скале не столь избалованы вниманием исследователей, но и о их происхождении есть некоторые гипотезы.
В позапрошлом веке на Саган-Забе еще сохранилась фигура лося, туловище которого было покрыто поперечными полосами. По аналогии с наскальными рисунками, найденными в других местах Сибири, эта деталь характерна для таежного искусства бронзового и раннего железного веков. То есть примерный возраст писаниц на Байкале 4—5 тысяч лет!
Лось или марал, изображенный на Белой скале, лежит, подогнув колени и закинув на спину тяжелые завитки рогов, точно так же, как животные на изделиях из скифских курганов. Сохранились на скале и рисунки человеческих фигур. У них рога на голове, руки подняты вверх в ритуальном жесте, ноги согнуты в виде ромба. Это поза ритуального танца — камлания. Шаманы нарисованы и стоящими во весь рост на оленях, и взбирающимися на дерево.
В памяти бурят и якутов сохранились легенды их общих предков курыкан о космическом олене, который является воплощением божества Солнца. Этот олень или лось мчится по вселенной. Рождаясь, он поднимается по небесному своду, затем движется к закату и умирает, исчезая в глубине преисподней. Культ солнечного бога сформировался еще у первобытных людей и нашел воплощение в образе небесного лося, преследуемого охотником.
В курыканском предании говорится о том, что гигантский сохатый Хоглен похитил на земле день и побежал с ним по небу. За ним погнался охотник Мани, который оставил за собой широкий след — Млечный Путь. Мани ранил Хоглена стрелой, отнял у него день и вернулся на землю. С тех пор каждый вечер сохатый похищает день, и начинается ночная погоня. Столь же яркий образ космического зверя-лося существует и у лесных индейских племен Северной Америки. Таким образом, олень, лось, марал или сохатый Хоглен — это само зооморфное солнце, умирающее и воскресающее во вселенной.
Интересно, что у тунгусов, остяков и самоедов (ненцев) созвездие Большой Медведицы называлось Лосем. Однажды три охотника гнались за этим зверем. Тунгус был впереди, и ему оставалось только сразить лося рогатиной, но его настигали самоед и остяк. Тунгус попросил своих духов, чтобы удача выпала ему, а взамен обещал той же рогатиной убить соперников. Но остяк разгадал мысли тунгуса и, пустив стрелу, сразил лося наповал. Тогда тунгус сказал: "Если бы мне удалось убить зверя, а затем и вас, лоси водились бы только в моей земле. Теперь же они будут водиться в земле остяков". Лось и три охотника были перенесены на небо и превращены в звезды. Они-то и составляют созвездие Большой Медведицы.
Позорный гражданин Ангарска
За минувшее столетие многие наскальные рисунки на Саган-Забе были навеки утрачены. И виной не только природные условия (ветра, волны, осыпи), но и человек. Вернее, его подобие.
Через лес и горы в бухту проложена дорога, пока не гравийная и не асфальтированная, но вполне пригодная для транспорта, и любой желающий может без труда до нее добраться. Уникальный памятник истории и культуры никем, естественно, не охраняется: у госчиновников нет на это средств никогда не было и не будет, как, впрочем, и желания.
Белая скала обезображена надписями не бронзового и железного веков, а века варварства. Прямо рядом с изображениями оленей и шаманов начертаны фамилии самых ничтожных людишек нашего времени. Среди них автор этих строк обнаружил надпись, сделанную буквально за сутки до своего приезда. "Саша Сапожников. Ангарск. 8.08.04".
Надеюсь, что люди, знающие этого недоумка, прочтут данную статью и при случае выскажут ему свое мнение о его поступке. Если же его знакомые подстать "художнику", то пусть его накажет "заставляющая вздрогнуть скала", которую он осквернил. Духи предков святотатства не прощают. В Уголовном кодексе есть статья 243, согласно которой за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, а также предметов и документов, имеющих историческую или культурную ценность, положено наказание до двух лет лишения свободы, а те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, — до пяти лет. На моей памяти за вандализм никогда не наказывали.
Пройдет еще десять лет, и рисунки на Саган-Забе погибнут. Если никто не поможет.