Миниатюрист охотится за волосом Президента

Иркутск посетил первый сибирский художник, имя которого внесено в книгу рекордов Гиннесса

Некоторые экспонаты выставки омского микроминиатюриста Анатолия Коненко, которая проходит сейчас в Иркутском художественном музее, нужно разглядывать через увеличительное стекло. Другие, как, например, караван верблюдов в угольном ушке, Эйфелеву башню на хоботке комара или самую маленькую в мире книгу можно увидеть только через микроскоп.

Работы Анатолия Коненко, как правило, их покупают западные частные галереи или коллекционеры. На Западе критерии микроминиатюр отличаются от российских — они не такие жесткие, поэтому за высокохудожественными миниатюрами Коненко охотятся многие коллекционеры мира.
Всего в России трое мастеров, которые делают микрокниги, Анатолий Иванович — один из них, и по праву считается асом. Миниатюрная книга его изготовления занесена в книгу рекордов Гиннесса. Разглядеть самую маленькую в мире книгу (это "Хамелеон" Чехова) размером 0,9 на 0,9 мм, а тем более различить на ее страничках шрифт можно только с помощью микроскопа. Книга не написана вручную, она напечатана на станке размером 7 см, изобретенном самим же художником.
Для издания своих миниатюрных книжек Коненко пользуется специальным печатным оборудованием. Автор сам специальным прессом производит тиснение берестяных пластинок, украшающих его книжки. Причем здесь микроминиатюрист выступает не только в качестве художника, но и как дизайнер и переплетчик. Все свои рабочие инструменты — резцы, кисти, сверла токарные и заточные станочки — Анатолий Коненко изготовляет также сам. Один из самых удивительных инструментов, который использует художник, это иглы от обыкновенного кактуса.
Приступая к работе, Анатолий Иванович не встает из-за своего рабочего стола в течение 2—3 часов.
— Глядя на него со стороны, создается впечатления, что он просто спит, — говорит организатор выставки Галия Нефедова, — настолько незаметны и микроскопичны движения. Все инструменты художник двигает кончиками пальцем, развивая их невероятную чувствительность. Манипуляции с самыми мельчайшими деталями требуют такой точности, что мастер совершает их между биениями сердца.
В проекте Коненко — микроскопическая гравировка подписи Президента России Владимира Путина на его же собственном волосе.