Исследователь морских млекопитающих Евгений Баранов: "Человеку многому можно поучиться у нерпы"

Старший научный сотрудник Лимнологического института предполагает, что нерпа гораздо умнее дельфина

Байкальский тюлень в совершенстве владеет йогой, это позволяет ему замедлять сердцебиение и обходиться без кислорода больше часа. А способностям самок откладывать нежелательную беременность на один год либо вообще рассасывать плод позавидовала бы любая студентка.

Нет такого слова — нерпинарий
Редакция "СМ Номер один" заинтересовалась Евгением Барановым как научным консультантом нерпинария (аттракцион с дрессированными байкальскими тюленями открылся в Иркутске около года назад, на сегодняшний день он единственный в мире).
— Собственно, и слова такого нет — нерпинарий. В словари его еще не внесли, — рассказывает Евгений Алексеевич. — Будем надеяться, что лингвисты это дело исправят. Мы преследуем другие цели, открытием нерпинария хотим привлечь внимание к байкальской нерпе. Ее проблемам. Ведь не секрет, что не только иностранцы — многие жители нашего региона хозяйку Байкала в глаза не видели.
Возможность посмотреть на нерпу, конечно, существовала и раньше (например, в лимнологическом институте), но дрессированный байкальский тюлень — почти сенсация. 20—30 тысяч лет человек охотится на нерпу. Срок, согласитесь, серьезный, чтобы на генетическом уровне у тюленя выработалась стойкая настороженность по отношению к человеку. Между тем Евгений Баранов считает, что байкальская нерпа не только не глупее дельфина, а в некоторых случаях ее ум можно назвать гораздо пытливее. И доказал это на деле. Хвостатых сотрудников нерпинария Несси и Тито теперь можно спокойно назвать звездами водной эстрады. Они умеют петь, танцевать ламбаду и рок-н-ролл, спасать воображаемого утопающего, показывать бурю на Байкале, совершать несложные арифметические вычисления, говорить жестами.
— То, что нерпа поддается дрессировке, было известно давно. Учить командам их начали в лаборатории биологии рыб и водных млекопитающих, — рассказывает старший научный сотрудник Лимнологического института (работа в нерпинарии для Евгения Баранова всего лишь бескорыстное хобби. — Прим.). — Для проведения опытов мы учили нерпу нырять на разное время, плавать с определенной скоростью и так далее. Выяснили, что байкальская нерпа может, как ни одна из других видов нерп, находиться под водой до семидесяти минут. Усилием воли она замедляет сердцебиение, снижая тем самым расход кислорода. Какой от этих знаний толк? Не секрет, что все сердечно-сосудистые заболевания у человека связаны с кислородным голоданием, не мешало бы и нам научиться такому же контролю над своим организмом.
Опыты проводятся не только в лабораториях. В качестве эксперимента двух лабораторных нерп выпустил на волю:
— В течение суток Злюка и Маша (так прозвали подопытных. — Прим. авт.) носили с собой аппаратуру, которая записывала, где и с какой скоростью плавали нерпы, фотографировала объекты кормежки, — рассказывает Евгений Баранов. — Потом техника отделилась, всплыла и стала подавать радиосигналы. Мы сняли показания и подтвердили предположения, что нерпа, вопреки расхожему мнению, питается в основном мелкой рыбешкой. То есть спасает Байкал от переселения бесполезной, некоммерческой рыбой. Есть идея оснастить подобной аппаратурой нерпу не на сутки, а почти на весь год, но такая техника очень дорого стоит — порядка 90 000 долларов. Русско-американский фонд гражданской науки на нашу просьбу помочь деньгами ответил вежливым отказом: мол, работа очень красивая, но такими средствами помочь не сможем.
Пока непонятно, исчезает нерпа или нет
В настоящее время ученым приходится пользоваться способом подсчета популяции нерп, который отличает высокая погрешность. Евгений Баранов сообщил, что есть новый метод, который позволит сосчитать всех байкальских тюленей поголовно:
— С коллегами из Нижнего Новгорода мы разработали гидроакустический метод учета. Нерпа самый крупный обитатель Байкала, она прекрасно отражает луч гидролокатора, поскольку в ее легких и ротовой полости скапливается много воздуха (главного отражателя излучения). Прибор мы опробовали на Злюке, она выполняла команды, спускалась на глубину, зависала головой вниз, боком и так далее. В результате чего мы можем теперь не только пересчитать всех нерп, но и отследить их в природе. На реализацию проекта требуются большие средства, которые пока нам никто не обещает. А следует с этим поторопиться, сейчас насчитывается порядка 90 000 нерп, плюс-минус 30 тысяч. В какую сторону мы ошибаемся, неизвестно. Хорошо, если 120, а если все-таки 60? Какая цифра критическая, подсчитать тоже сложно. А ведь следует учитывать, что нерпа живет индивидуально, самец с самкой встречаются только раз в год — осенью. Так вот, если число нерп будет предельно малым, то они просто могут не встретиться...
За неимением средств на новый метод нерпу считают способом, разработанным иркутским ученым Владимиром Дмитриевичем Пастуховым. В апреле исследователи выезжают на Байкал, лед разбивается на учетные площадки. По экскрементам и вылинялому меху нерпят в логовищах ученые определяют, сколько потомства произведено в этом году. Работа ведется в экстремальных условиях. Перемещаться исследователям приходится на мотоциклах уже по хрупкому льду.
— Кросс с препятствиями, — смеется Евгений Алексеевич. — Участники экспедиции движутся всегда с юга на север, убегают от солнца.
Тезки чудовища и космонавта
Из одной экспедиции на север Байкала Евгений Баранов вернулся не с пустыми руками:
— Три года назад выкупили у охотников двух нерпят. Сколько заплатили за них, уже не помню, но мужики были готовы отдать их почти даром, жалко было убивать.
Приемышей назвали Несси и Тито:
— Несси — потому, что как раз в это время родилась сенсация о появлении на Байкале чудовища наподобие лох-несского, а Тито — в честь космического туриста Денниса Тито (в том году он полетел в космос в составе русско-американского экипажа). Мы, кстати, изучили биографию американского бизнесмена — показался очень интересным человеком. Выяснили, что он живет недалеко от Голливуда, но точного адреса пока нет. Надеемся, что нам удастся познакомить его с нерпой-однофамильцем.
Несси и Тито сразу показались ученым весьма смышлеными зверьками. Решили их дрессировать, как раз к этому времени стала оформляться идея об открытии в Иркутске нерпинария:
— У каждой нерпы есть свой характер, — сообщает исследователь морских млекопитающих. — Кто-то трудяга, кто-то лентяй. Одни понимают юмор, с другими, наоборот, нужно работать серьезно. Так же отличаются друг от друга и Несси с Тито. Самочка более исполнительная, а Тито — звезда, часто экспромтом любит работать. Оба они обожают выступать при большом скопления народа, обижаются, если зрители надолго переключают свое внимание с них на дрессировщика. Радуются, когда снова видят работника нерпинария после его возвращения из отпуска. Скучают, значит.
Конечно, ученые переживали, как уживутся нерпы в одном аквариуме, но эти опасения не подтвердились:
— Считаю, что в нерпинарии им хорошо, — успокаивает Евгений Алексеевич. — Созданы все условия, максимально приближенные к природным. Вода такая же холодная, как в Байкале, ангарская фирма охлаждающее оборудование изготовила. Питаются нерпы исключительно рыбой, никаких новшеств в рационе мы не допускаем. Есть система дезинфекции, ведь в байкальской воде микробов нет, а среди людей предостаточно.
Родить двойню от разных отцов
Потомства от Несси и Тито не ждут, в неволе нерпы не размножаются. Не считают это возможным.
— Если самка чувствует, что условия не подходят для родов, ее плод рассасывается или консервируется на год также, как у куньих, — рассказывает Евгений Баранов. — Бывает, что по истечении этого срока самку покроет другой самец, и она может родить уже двойню от разных отцов, а проблемы с алиментами среди нерп не существует. Ну а если серьезно, такая возможность "планирования семьи" является мощный механизмом, предотвращающим перенаселенность на Байкале. Слабые самки, которым не будет хватать рыбы, просто разучатся рожать. И наоборот, при благоприятных условиях родить могут до 95 процентов всех самок.
Серьезное изучение байкальской нерпы ведется около сорока лет, но до сих пор этот вид тюленя считается малоизученным.
— А между тем в некоторых случаях нерпа оказывается гораздо умнее дельфина, по крайней мере она также, как и дельфин, может переходить от частного к общему. Не последнюю роль в этом сыграл антропогенный фактор. Нерпа весьма изворотлива в критической ситуации. Так, например, дельфин, ни за что не догадается перепрыгнуть сеть выше поплавков, как наша нерпа.
По мнению ученого, нерпу можно использовать в самых неожиданных качествах — например, отыскивать на Байкале браконьерские сети. Но для науки байкальский тюлень ценен сам по себе. Нужно изучать нерпу, а научить она может многому.
{Досье "СМ Номер один"
Евгений Алексеевич Баранов родился в 1956 году в поселке Луговском Мамско-Чуйского района. Учился в средней школе поселка Мама. В 1978 год закончил физфак Новосибирского госуниверситета. С 1982 года работает в Лимнологическом институте. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по физиологии человека и животных, кандидат биологических наук. Член Совета России по морским млекопитающим.}