К школе детей начинают готовить за несколько лет до первого звонка

Чтобы ребенок хорошо говорил впоследствии, старайтесь, чтобы в раннем возрасте его заинтересовало рисование и конструктор

"Уважаемая редакция "СМ Номер один", через год наш сын должен пойти в школу. В садик мы его не отдавали, он воспитывался дома. Хотелось бы узнать, необходимо обучать детей до школы или нет. Переживаю, что с домашним воспитанием мой сын не справится с нагрузкой в первом классе".
Оксана Леонтьева, Иркутск

Таких писем в нашу редакцию приходит много, поэтому мы попросили методиста детского сада 143 (Иркутск II) Елену Звереву ответить на него.
— Готовить детей к школе, конечно, необходимо, вопрос в одном — когда и как, — отвечает Елена Игнатьевна. — Главное — не заставлять ребенка. Насилие в любой форме отобьет у него всякое желание учиться. Если бы вы, Оксана, начали целенаправленное обучение своего сына с трех лет, то, возможно, он уже к пяти годам мог бы читать на уровне третьего класса школы, складывать, вычитать и умножать до десяти. Мог выполнить даже элементарные алгебраические действия.
Кроме вышеперечисленных знаний и умений в семилетнем возрасте дети, с которыми занимались, уже имеют гораздо больший объем памяти и лучшую реакцию, чем обычные ученики, перешедшие в третий класс. Но к сожалению, многие родители задумываются о развитии ребенка, как и Оксана, за год до школы.
Принимаясь за подготовку своего чада к школе, стоить усвоить, что основная цель — воспитание у него интереса к учебе. Занятия должны проходить по принципу добровольности. Если учеба рассматривается как жизненное познание, то все занятия становятся для ребенка счастьем, а не тяжким, нудным трудом, как их трактует временами действующая школьная методика. В этом возрасте у ребенка воля не подавляется. Он делает все как может, поэтому у детей наблюдается богатая фантазия и оптимизм.
— При развитии ребенка особый акцент следует делать на развитие кистей рук. У детей четырех-семилетнего возраста ярко выражена трудность в развитии мелкой моторики кистей рук, движении пальцами, что влечет за собой трудности в овладевании письмом. Учеными доказано, что движение рук тесно связано с речевой функцией. Формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а также от пальцев. Этот факт родители должны использовать в работе с детьми.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук. Этого можно добиться нехитрым упражнением. В игровой форме, используя линейку-трафарет, дети, знакомясь с геометрическими фигурами, штрихуют их в разных направлениях, заполняют фигурки элементами букв.
Старайтесь внимание ребенка привлечь к конструкторам, в которых много мелких деталей, к мозаике. Они очень хорошо развивают пальцы.
Полезны и занятия с мячиком. Кроме того, существует множество вариантов гимнастических упражнений для рук, которые тоже благотворно влияют на развитие мелкой моторики кистей рук и, соответственно, на речевые возможности ребенка.
Как правило, родители не могут уделять много времени своим детям, поэтому лучше дошкольников отдавать все-таки в подготовительные группы детских садов, где с ними будут заниматься профессиональные педагоги.
Рекомендации родителям, как готовить детей к школе
1. Помогайте детям осваивать сложные движения методом "из руки в руку". Охватив пальчики малыша своими пальцами, выполняйте его руками нужные движения.
2. Повторяйте счет на счетах от одного до десяти несколько раз.
3. Давайте детям больше чертить циркулем, учите с ними стихи.
Книги, которые помогут родителям подготовить детей к первому классу
1. И.Е.Соколова, Т.Е. Тарабарина "Что необходимо знать к первому классу" (в книге авторы дают разумные советы, как обучить ребенка грамматике, как научить его считать и читать, и многое другое).
2. Н.Л.Гняжева "Готов ли ребенок к школе: тесты и задания для будущих первоклашек" (в книге даются различные тесты и задания для детей, которые должны идти в первый класс. Эти тесты помогут родителям выяснить слабые и сильные стороны своих детей).