В Беслане ждали нападения террористов

Журналист телекомпании "АС Байкал ТВ" Вадим Фоминых — единственный из иркутян, кто был в Северной Осетии во время захвата заложников

Иркутский журналист Вадим Фоминых оказался 1 сентября в Беслане во многом случайно. "Я должен был сделать сюжет о поездке по Северному Кавказу депутатов Государственной думы РФ, — говорит Вадим Фоминых. — Командировка считалась престижной, поэтому мы ее разыгрывали на спичках. Повезло мне".

1 сентября депутаты и журналисты уже вернулись из Южной Осетии во Владикавказ и в этот же день должны были улететь в Москву. Как раз во время пресс-конференции, проводимой депутатами по результатам поездки, в зал вошел мужчина и одному из депутатов сказал, что террорист захватил заложников. Сначала говорили об одном террористе и двадцати заложниках. Депутаты и журналисты решили поехать в Беслан.
— Беслан — маленький городок в 30 километрах от Владикавказа. Улицы чистые, на всех домах крыши покрыты черепицей. Когда мы приехали к школе, захваченной террористами, то паники не заметили. Сколько в школе заложников, никто в первые часы не знал. Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, люди, чьи родственники находились в заложниках, передавали их имена в оперативный штаб по освобождению заложников. Судя по всему, именно по этим спискам и считали сначала заложников, поэтому и цифра называлась такая точная — 354 человека. Ее назвал человек из штаба, который общался с прессой. Общение проходило достаточно регулярно. Сначала информацию давали каждый час, а потом и каждые полчаса. Какой-то скрытности и нежелания власти общаться с журналистами не замечал.
Вадим заметил еще одну особенность. Люди не сторонились журналистов, не отмахивались от их камер. Наоборот, обращались за помощью, подходили и просили рассказать правду о том, что творится в школе.
— Ко мне подходили женщины и говорили, что я журналист, значит, знаю правду и могу рассказать, что происходит. Еще ко мне подходила женщина и рассказала, что теракт в Беслане ждали задолго до 1 сентября. В двухстах метрах от школы находится районное отделение милиции. В последние дни августа все дороги перед отделением милиции были перекрыты машинами, опасались нападения боевиков. Но почему-то перед 1 сентября их убрали. Впрочем, подтверждение этой информации из официальных источников не слышал.
Больше всего удивило Вадима количество оружия, которое находится на руках гражданского населения. Чуть ли не у каждого мужчины в руках была винтовка, и они с оружием спокойно ходили по улицам города.
Напряжение же среди людей было настолько велико, что женщины теряли сознание, их приходилось откачивать. Тем более что днем было жарко, а поблизости трагедии работал только один киоск. Чтобы купить в нем минералку, надо было выстоять длинную очередь. К тому же в нем периодически заканчивалась вода, и киоск закрывался.
— Еще мне понравилось, как оперативно выдавали информацию центральные каналы, рядом с ними стояли микроавтобусы, напичканные аппаратурой. Они могли с любой точки мира выходить в прямой эфир. В Беслане я был до вечера, потом пошел сильный дождь, люди от него прятались в Доме культуры, а нас отвезли во Владикавказ. Ситуация вокруг школы оставалась без изменения. Правда, чем дольше длилась драма, тем чаще ездили по улицам БТРы и машины с солдатами.
На следующее утро Вадима и других журналистов отправили в Москву на самолете.
— Трагическую же развязку драмы в школе Беслана смотрел уже дома, в Иркутске, по телевизору.
{Досье
Вадим Фоминых журналист телекомпании "АС Байкал ТВ". Родился в Слюдянке. Вырос и закончил школу в Хабаровском крае, в г. Амурске. В Иркутск приехал учиться в вузе. Любовь к командировкам у него появилась, когда он целый сезон кочевал по российским просторам вместе командой "Сибскана", где был штатным оператором. После этого работал в телекомпании НТС в редакции программы "По будням", с июля месяца этого года работает журналистом "АС Байкал ТВ"}