Диалектика переходного периода

Наступившая осень, несмотря на теплую погоду во второй половине дня, заставляет обывателя задуматься о том, что не за горами тот период, который в жилищно-коммунальном хозяйстве называется осенне-зимним и отопительным. Если с первым все понятно и вслед за осенью и зимой неизбежно наступит весна, то со вторым определением дело обстоит сложнее. Как водится, уже в конце весны в сводках информационных агентств начинают появляться сообщения о ходе подготовки к очередному отопительному сезону. Совещания, ремонты, отчеты, проблемы... А потом неожиданно сваливается зима, и все начинается сначала.

Внезапность наступления зимы — это наша традиционная проблема, которая застает врасплох не только коммунальщиков, но иногда и дорожные службы, сельхозпредприятия и т.д. Одна из главных причин здесь, пожалуй, перманентная нехватка финансовых средств в то время, когда на объектах обеспечения жизнедеятельности необходимо вести основной объем работ по ремонту, замене, модернизации, диагностике, наконец. Однако отсутствие денег — причина серьезная, но какая-то слишком уж привычная. Надоевшая. В то время как правительство и правящая партия трубят об увеличении зарплат и пенсий, объем поступлений на счета теплоснабжающих и других коммунальных организаций, по заявлению чиновников, расти никак не хочет. А в такой ситуации единственный для всякого здравомыслящего чиновника советской закалки способ добыть денег — увеличить затраты.
И вот здесь начинается самое интересное. Дело в том, что, по принципам рыночной экономики, для повышения эффективности предприятия (в условиях определенных рынком цен на продукцию) необходимо эти затраты снижать. Достигается это по-разному — экономией ли на объемах, внедрением ли новых технологий или увеличением производительности труда. Однако у нас в стране, во всяком случае в рассматриваемом нами секторе экономики, преобладает другой подход. Предприятия ЖКХ, теплоснабжающие организации сначала считают свои затраты, а потом на основе этих затрат с добавлением некоторого процента рентабельности подаются документы для рассмотрения новых тарифов. То есть чем выше затраты, тем выше тарифы, тем больше денег может собрать руководитель того или иного предприятия, тем больше дыр он может заткнуть.
Нужно сказать, что окончательные тарифы на коммунальные услуги для населения на основе вышеуказанных затрат и после соответствующих проверок принимают думы территорий. Однако что касается тепло- и электроснабжения, то здесь в дело вступает региональная энергетическая комиссия. И здесь есть также один захватывающий момент. Дело в том, что основным поставщиком теплоэнергии в области является ОАО Иркутскэнерго, и в решении РЭК прописываются тарифы, устанавливаемые для теплоэнергии, отпускаемой этим предприятием. Но в ряде городов трубопроводы между ТЭЦ и непосредственно вашим подъездом обслуживает предприятие-перепродавец. И если на ТЭЦ проводится оптимизация численности персонала, внедряются новые идеи, выводятся непрофильные активы (и при этом проводится все тот же необходимый объем ремонтных работ, закупается топливо и т.д.), то у предприятия-посредника интерес один. Помните? Увеличить собственные затраты. И они получают энергоресурсы по цене установленного тарифа за минусом собственных затрат. Из-за этого может сложиться парадоксальная ситуация, когда затраты посредника на единицу продукции оказываются выше установленного тарифа! И вместо того чтобы посредник платил за энергоресурсы поставщику, он сам получает за это деньги от производителя: и от населения в виде собранной оплаты!
В результате, даже если на ТЭЦ растет производительность труда, снижается расход удельного топлива, растет КПД, удержать тарифы практически невозможно — любое снижение издержек большой энергетики съедается ростом затрат в энергетике малой. Более того, стараясь раздуть свои затраты и коммунальные тарифы, сами посредники не справляются со сбором средств за потребленные энергоресурсы и в геометрической прогрессии накапливают свой долг перед поставщиком — Иркутскэнерго. В свою очередь энергетики также не могут работать без оплаты, и это приводит к дальнейшему росту тарифов за счет просроченной дебиторской задолженности. Добавим, что это касается не только тепла, но и электроэнергии. И что особенно печально, жители тех районов или городов, где такого посредника нет как класса, вынуждены оплачивать услуги, скажем, Облкоммунэнерго или Иркутсктеплоэнерго.
Таковы уж особенности экономики переходного периода. В нашем случае — периода осеннее-зимнего и отопительного.