Секрет успеха — взаимное доверие

Прошлый 2003 год стал для России рекордным как по общему числу, так и по размерам предоставляемых банками кредитов. В кредит сегодня покупается все, от кофемолок и телевизоров до автомобилей и квартир. Выгоды от привлечения кредита медленно, но верно начинают преодолевать годами складывавшееся у россиян недоверие к банковской системе. Банки, со своей стороны, всерьез озабочены привлечением клиентов. Время, когда финансовые учреждения исчезали, едва набрав достаточные для безбедного проживания за границей средства, прошло, будем надеяться, безвозвратно. Банк наших дней — это серьезный институт, который в борьбе за место на финансовом рынке готов рисковать очень многим — от крупных денежных средств до репутации.

Кредитная система, преимущества и удобство которой начинают оценивать простые россияне, давно уже играет колоссальную роль во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов страны. Банки аккумулируют и инвестируют финансовые ресурсы, необходимые для работы и развития экономики. Работа с банковскими структурами способствует повышению финансовой культуры предприятий и организаций, степени их финансовой прозрачности, что делает предприятие более инвестиционно привлекательным. Кроме того, банки, по сути дела, выступают финансовыми консультантами своих клиентов. Они становятся необходимым звеном эффективного государственного строительства и центрами экономического роста.
Роль банков для нормального развития страны и регионов трудно переоценить. Например, для северных регионов Иркутской области система кредитования служит базовым условием своевременной организации северного завоза. Районы Севера в большинстве своем дотационные, но бюджетное финансирование распределяется равномерно на весь год, а требуется наиболее остро в короткий период летней навигации. Опоздай область с перечислением денег, и средства уже оказываются практически не нужны: зачем они, если ни уголь, ни ГСМ, ни продукты по осени-зиме завезти уже невозможно? В таких ситуациях районные администрации выручают банковские кредиты.
Серьезные банки сегодня стремятся быть представленными во всех сегментах кредитного рынка: крупная корпоративная клиентура, средний и малый бизнес, население, органы государственной власти и местного самоуправления. Они также стараются разработать максимально широкий спектр кредитных продуктов. Слагаемых успешной продажи банковских услуг много, но, по мнению специалистов, главные условия успеха — профессионализм и взаимное доверие. В такой ситуации один человек иногда в состоянии сделать больше, чем разветвленная многоуровневая структура.
Бодайбинский филиал Байкалросбанка несколько лет возглавлял Павел Юрьевич Зорин. По специальности инженер-строитель, он десять лет проработал в Бодайбо прорабом, главным инженером, начальником производственного отдела. В 1990 г. Зорин возглавил отдел капитального строительства, а чуть позже стал первым заместителем главы администрации Бодайбинского района. Во время работы в исполнительной власти, тем более в такое трудное время, каким стало начало 90-х, Павлу Юрьевичу не раз приходилось на практике сталкиваться с решением самых трудных задач, от северного завоза до закупки продуктов. И на протяжении всех этих шести лет он работал в тесном контакте с кредитными организациями области. Опыт и знания, накопленные в администрации, обретенное на практике понимание того, что требуется от финансиста, помогли Павлу Зорину, когда из исполнительной власти он перешел в банковский сектор. Приоритетным направлением КБ Байкалросбанк всегда являлось обслуживание золотодобывающей промышленности — не самый крупный банк занимает 14-е место в стране по объемам работы с золотом. С этой отраслью связаны надежды на возрождение северных районов Иркутской области. Павел Зорин возглавил Бодайбинское отделение банка. Его заслуженный авторитет, завоеванный во время работы в мэрии, и его высочайший профессионализм (Зорин с отличием закончил Иркутскую государственную финансовую академию по специальности "Финансы и кредит") позволили за первые же месяцы работы значительно увеличить клиентскую базу банка в городе и районе.
Выдача кредита — всегда риск для банка. Принять на себя ответственность нелегко, и даже прекрасная кредитная история клиента не служит гарантией от потерь. Но Павел Юрьевич знал своих земляков и умел с ними работать. В то время как конкуренты, чтобы не оказаться виноватыми, подолгу согласовывали условия выдачи кредита с начальством в Иркутске и Москве, Зорин действовал решительно и быстро. Мэр Бодайбо Александр Абраменко отмечает, что когда Бодайбинский офис Байкалросбанка возглавил Зорин, работать стало легко и удобно. "Происходило это благодаря его мобильности и личному участию. Все возникающие вопросы по текущему кредитованию Павел решал сверхоперативно".
"Работать с Зориным было одно удовольствие, — вспоминает предприниматель Ерошенко. — Так быстро, как он, больше никто работать не умеет". Чувствуя доверие, с которым подходил к решению вопросов по кредитам Зорин, клиенты банка также серьезнее понимали свою ответственность и никогда не подводили кредитора.
Чуть больше года назад Павла Зорина назначили заместителем председателя правления Байкалросбанка. Теперь он решает задачи на более высоком уровне. Из авторитета таких людей, как Павел Зорин, складывается репутация любого банка. Не случайно собственный капитал Байкалросбанка с начала года вырос в 1,5 раза и составил 218,9 млн рублей, а балансовая прибыль банка выросла в 2,2 раза по сравнению с 2003 годом. Общий размер кредитного портфеля КБ Байкалросбанк, по данным на 1 июля 2004 года, составил более одного миллиарда рублей. Практически все эти средства направлены на финансирование реального сектора экономики. Кроме электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства региональный банк стабильно кредитует предприятия золото- и газодобычи, строительства и производства стройматериалов, лесной и химической промышленности, других отраслей народного хозяйства области. Клиенты оправдывают доверие банка на все 100% — таков результат возврата выданных кредитов в банке по итогам 2003 года.