Баяндаевский район возвращается к жизни

В ближайшем будущем местных жителей ожидает немало хороших новостей

Чем северный Баяндаевский район отличается от соседей по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу? Климатом и населением. Здешняя земля — самая холодная из всех. А население в подавляющем большинстве бурятское — до 60 процентов от общего числа жителей. Кроме того, и хозяйствовать баяндаевцы предпочитают иначе, чем везде. Как только дали свободу, так жители чисто бурятских территорий — Нагалыка, Гахан, Бахая — сразу начали заниматься только личным хозяйством.

— Только в славянских деревнях — Тургеневке, Васильевке — народ больше тянется к коллективному хозяйствованию, — рассказывает заместитель главы администрации УОБАО по Баяндаевскому району Анатолий Табинаев. — В основном же люди предпочитают заниматься, как и в старину, скотоводством в частном порядке. Наш район исстари считался скотоводческим — так сложилось благодаря климату. Не займешься тут, на северной земле, растениеводством. Зато поголовье крупного рогатого скота достигает десятков тысяч голов. Сейчас в среднем на одного члена семьи в Баяндаевском районе приходится по три головы КРС.
По территории района проходит Лена-Енисейский водораздел, а сам район стоит на линзе вечной мерзлоты — протяженностью от Ользон до Манзурки, которая относится уже к Качугскому району. Промерзшая земля все лето отдает ледяной конденсат, поэтому зерновые не успевают вызревать. Сейчас в районе засевают только южные склоны. В эту осень планируется вспахать паров до 6 тысяч га. Однако даже нынешнее теплое лето не дало богатого урожая — посеянный 20 мая ячмень на начало сентября еще и не думал вызревать. Меж тем в Кырме к этому времени уже были первые заморозки. Каждый год в Баяндае засевают площади — и каждый год надеются, что будут с урожаем. Нет!
— Сейчас даже странно вспоминать советские времена, когда было планово-убыточное хозяйство, — продолжает Анатолий Прокопьевич. — Вы только вдумайтесь — в план вкладывали сразу убыток. Я пятнадцать лет возглавлял хозяйство в Хоготе и столько же времени сажал по плану тысячи га зерновых, из которых половину списывал затем в брак, в кормовые. Если удавалось сократить убыток, то за это давали премию. Сейчас невозможно представить такое хозяйствование.
Плотности поголовья крупного рогатого скота, подобно той, что в Баяндаевском районе, в России мало. Однако прошлая зима без кормов сократила местное стадо примерно на треть — скот пошел под нож. В октябре из района на мясокомбинат каждый день уходили по два-три скотовоза. Частники ждали начала ноября, надеялись — если не ляжет плотный слой снега, возможно, часть поголовья удастся сохранить. Ожидания не оправдались. От того, что мяса баяндаевцы сдавали по прошлому году много, богаче они не стали. Перекупщики скупали говядину в деревнях по 40—45 рублей за килограмм. В Иркутске же цена на мякоть говядины оставалась прежней — 90 рублей за килограмм на центральном рынке города. В той гибельной для крестьянина ситуации не выиграли ни селяне, ни горожане — только мелкая горстка "купи-продай".
Нынче горожанам и вовсе придется посидеть без мяса. Уже сейчас цены на этот продукт растут не по дням, а по часам.
— В этом году мяса будет мало. Кроме того, оно будет дорогое, — прогнозирует Табинаев. — Люди сохраняют маточное поголовье, восстанавливают стадо после падежа нынешней зимой. Такого, как в прошлом году, когда тушу сдавали за тысячу рублей, больше не будет. Нынче природа над людьми сжалилась. После последних четырех лет засухи наконец-то наросла трава, да такая, что старожилы не помнят. Люди, видно, с прошлогоднего страха наготовили сена вдвойне от обычных запасов.
Люди знают, как потратить деньги
— Анатолий Прокопьевич, почти год прошел со времени начала реформы местного самоуправления. На территории района появилось 12 муниципальных образований. Стало ли от этого легче жить людям?
— О такой реформе нужно было задуматься давно. Ведь как только разрушилось все, что было при социализме, деревня осталась без хозяина. Раньше вся социальная сфера держалась на хозяйствах. Потом же с каждой проблемой человеку приходилось бежать к главе районной администрации. А проблемы ведь разные — к примеру, срочно нужны деньги на похороны. Как может глава района успевать рассмотреть все эти вопросы, если в районе 50 сел и деревень? Сидя в райцентре, невозможно управлять всеми процессами. Единственное, что, на мой взгляд, сделали неверно — перевели на баланс райцентров такие заведения, как милицию или больницу. Но ведь они не работают только на это муниципальное образование! В остальном же первые месяцы работы новых властей в МО показали, что люди прекрасно видят проблемы своих деревень и способы их решения. Из 12 глав МО в районе только одна женщина, Светлана Недосекина. Кстати, это муниципальное образование — Тургеневка — одно из самых успешных в работе. Сейчас уже можно сказать, что за отведенный срок была проделана огромная работа по подготовке к зиме. Если в прошлом нередко приходилось ждать денег из окружного бюджета, чтобы начать капитальный или текущий ремонт, то в этом году не было проблем ни с получением бюджетных денег, ни с получением траншей. Раз есть средства, люди взялись за дело — к примеру, капитально отремонтированы средняя школа в Кокорино, начальные в Шаманке и Улане. Полностью переделаны крыша, пол, потолок. Ремонт не обошел ни одну из школ. Если в прошлую зиму уходили с опаской — боялись разморозить какое-нибудь из учебных заведений, то нынче задумываемся о другом — как лучше провести ремонт, какой вид отделки выбрать. Большие изменения произошли и в школе самого поселка Баяндая. Теперь ребятишек встречает фойе с евроремонтом.
В поселках начали восстанавливать и приводить в порядок Дома культуры. В той же Тургеневке разрушенный Дом культуры сейчас переделывают под новый культурно-спортивный комплекс, и уже в октябре планируют его открыть.
Баяндай — край безводный
Еще одна серьезная беда Баяндая — район безводный. За два последних года, попав под финансирование по федеральной программе (основания для этого защитили в Москве окружные власти), в районе пробурили 15 скважин. Бурение одной скважины обходится более чем в миллион рублей — к примеру, на эти 15 скважин ушло 20 миллионов. Работы осложняются сложностью ландшафта: в Кырме, прежде чем достать воду, пришлось пробурить около 300 метров. Сложно было вести работы в Ользонах, в Онгое (степном поселке), Покровке, Хоготе, самом Баяндае. Для нормальной жизни в районе требуется еще 15 скважин. "Наша вода, — говорит Табинаев, — это сто-двести метров в землю. Это не то, что в Эхирите: в огороде скважину пробил — и вода побежала".
Район вскоре ожидает сдача новостроек
Сюда, в мерзлый Баяндай, неохотно едут строители. Строить здесь не только сложно и дорого, но и опасно: все та же вечная мерзлота, будь она неладна. Строительство ведется на сваях, но и при таком раскладе постройки "плывут". Как-то Анатолий Табинаев рассказывал о своем разговоре со строителями:
— Мы спрашиваем строителей: почему так? В Якутии, допустим, тоже все строят на сваях, но ничего же не плывет! Оказывается, как объяснили, в Якутии температура вечной мерзлоты никогда не поднимается выше -10 градусов. Сваи стоят. А в Баяндае мерзлота прогревается до минус одного-двух градусов — сваи плывут. Вот и получается в районе множество аварийных зданий — фундамент выпирает, здание лопается.
Несколько лет назад в районном центре сдали новый корпус больницы. Строили его "коробочками" — отдельными скрепленными между собой блоками. В том случае, если одна часть поплывет, остальные можно будет спасти. В середине октября прошлого года в Баяндае вновь появились строители из ООО "Иркутское".
— Слухи о том, что строительство второго корпуса больницы заморожено, не имеют под собой почвы. В ближайшее время, до конца года, на строительстве будет освоено 13 миллионов рублей. Новая больница райцентру остро нужна. Тяжелый климат района сказывается на здоровье жителей, особенно детей.
Еще одно строительство будет закончено к следующему учебному году. Можно обрадовать жителей Хогота. Сейчас ребятишки поселка и близлежащих деревень — Хандагая, Духовщины, Кайзарана, Шутхулуна — учатся в старом здании. История школы насчитывает 140 с лишним лет. Глава администрации округа Валерий Малеев пообещал, что новая хоготовская школа примет учеников в сентябре будущего года. Самая сложная часть строительства — свайное поле — уже пройдена. В течение зимы завезут все нужные материалы — кирпичи, плиты, летом продолжат работу, и уже в сентябре одно из самых старых учебных заведений округа справит новоселье.
В скором времени к сдаче готовится еще один объект — заканчивается строительство детского спортивно-оздоровительного лагеря у села Загатуй, которое ведет местный подрядчик — ЧП "Балтухаев". До этого времени в Баяндаевском районе не было места, куда можно было отправить ребенка на отдых. Стройку начинали всем миром — в общей сложности лагерь обойдется в пять миллионов рублей. Средства в складчину собирали муниципальные образования (дело-то нужное), лесхоз... Потом, когда корпуса были готовы наполовину, на строительстве побывал глава окружной администрации Валерий Малеев. Сказав, что надо доводить начатое до конца, пообещал недостающую сумму выделить из средств окружного бюджета. Так что скоро и лагерь будет отстроен до конца.
В районе возрождают овцеводство
Окружные власти решили оказать серьезную помощь Баяндаевскому району и еще в одном вопросе. Когда-то в здешних частных хозяйствах и совхозах содержали десятки тысяч овец. На подобном виде деятельности специализировались четыре крупных хозяйства района. Затем, лет десять назад, занятие это стало нерентабельным — исчез рынок сбыта, к тому же за барана давали сущие копейки. Сейчас в округе принято решение восстанавливать поголовье овец. Из бюджета округа на эти цели выделено 3,5 миллиона рублей. 800 голов маточного поголовья закуплено на племпредприятии в Нукутах для Баяндаевского района.
— Наши знаменитые кадры, которые всю жизнь занимались овцеводством, готовы вернуться к работе и сейчас — чабаны, осеменаторы, — рассказывает Табинаев. — По 200 голов овец доставлено в такие хозяйства, как Хандагай, Кайзаран, Хадай, Онгой. В ноябре планируется провести осеменение, в апреле-мае будет окот. Так что к осени первых баранов можно будет продавать.
Занявшись разведением овец, местные власти надеются на рынок сбыта. Во-первых, существенно поднялась стоимость баранины. Во-вторых, баяндаевцы весьма здраво оценивают местоположение своего поселка на тракте. Летом, в сезон, за день мимо Баяндая в сторону Байкала и обратно проезжают тысячи машин с туристами. Понятно, что мало кто из них откажется от покупки свежей баранинки или шашлыка — вот и рынок сбыта.